фото: pxhere

На прошлой неделе (с 9 по 15 ноября) расходы россиян на товары и услуги снизились на 7,7% по сравнению с тем же периодом 2019 года, подсчитали аналитики лаборатории Сбериндекс. Расходы падают несколько недель подряд с сентября, и массовые распродажи не смогли оживить спрос.

Детали. Падение немного замедлилось по сравнению с неделей ранее, когда расходы населения снизились на 8,3% год к году.

Расходы на продовольственные товары увеличились на 4,3% — это единственная категория, где аналитики отмечают рост трат на протяжении последних месяцев. Расходы на непродовольственные товары и услуги снизились на 2,2% и 29,9% год к году соответственно.

Россияне по-прежнему сокращают траты в магазинах одежды и обуви (-5,4% год к году). Аналитики зафиксировали также снижение трат в строительных магазинах (-1,8% год к году), что нехарактерно в условиях пандемии, указывают они.

Сохранение негативной динамики потребительских расходов Сбербанк связывает с низкой активностью россиян на глобальных распродажах 11 ноября. Граждане потратили в этот день на 45% ниже, чем в 2019 году — это повлияло на сумму расходов за всю неделю. Слабый потребительский спрос во время китайского Дня холостяка внес свой вклад в общее изменение (снижение расходов на 1,2 п.п.).

Индекс потребительской активности SberIndex.ru за неделю прибавил 6 пунктов и составил 73,8 пункта. Структура расходов ближе к норме, чем неделей ранее, говорится комментарии к исследованию.

Расходы продолжают снижаться в категориях Duty Free — минус 80,1%, на авиабилеты и отели — минус 59,9% и 80,8% соответственно. Ускорилось снижение расходов в кафе и ресторанах (-36,1% вместо -30,3% неделей ранее). Граждане потратили на развлечения на 68,5% меньше. Снижение расходов в строительных магазинах сопровождалось падением спроса на ремонтные услуги — расходы в этой категории снизились на 31,5% год к году.

В то же время заметно выросли траты на бытовую технику и электронику — на 18,4% по сравнению с ростом на 6,6% неделей ранее. Также заметно ускорился рост трат на компьютеры и ПО — на 62,4% вместо 42,2% неделей ранее.

Контекст. Forbes ранее сообщил со ссылкой на данные сервиса ЮMoney (ранее — «Яндекс.Деньги», теперь полностью принадлежит Сбербанку), что прошедший День холостяка стал худшим за 4 года по тратам россиян на китайских маркетплейсах. Если в 2019 году число покупок во время распродаж выросло в 38 раз по сравнению с обычным днем, то в 2020 году — лишь в 11 раз. Показатели 2020 года аналитики ЮMoney связали с изменением покупательского поведения: «Режим самоизоляции приучил россиян к интернет-шопингу, и часть товаров они уже купили в течение года». Число платежей в ходе распродажи по сравнению с 3 обычными днями выросло в 7 раз, уточнили они.

Зачем вам об этом знать. Вторая волна коронавируса уже сказалась на расходах россиян. Новые ограничительные меры негативно влияют на потребительскую активность граждан, а значит — и на доходы банков.

Во времена финансовых кризисов банкирам важно оставаться в курсе текущих новостей. Подпишись  на наш телеграм – канал Frank RG (https://t.me/frank_media) чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!