Западные санкции против России, Китая, Ирана, Венесуэлы, Северной Кореи привели к появлению глобальной теневой экономики, пишет The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на чиновников и таможенные данные.

Три крупнейшие страны ОПЕК, Россия, Иран и Венесуэла, поставляют в Китай нефть по сниженным ценам. КНР, крупнейший в мире импортер нефти, в 2023 покупал более 11 млн баррелей в день, чтобы поддерживать свою экономику, отмечает издание. На доходы, полученнные от продажи нефти, страны в Китае же покупают подпадающие под санкции товары. Для торговли страны используют юань и китайские платежные системы, чтобы ограничить доступ западных стран к финансовым данным и ослабить их способность обеспечивать соблюдение санкций, отметила эксперт по безопасности Кимберли Донован.

Правительства России, Ирана, Венесуэлы и Северной Кореи не ответили на запрос WSJ, направленный через дипломатические представительства США. «Китай осуществляет нормальный экономический и торговый обмен с соответствующими странами на основе равенства и взаимной выгоды», — сказал журналистам Лю Пэнъюй, представитель посольства Китая в Вашингтоне. По его словам, действия страны не противоречат международному праву. Пэнъюй также добавил, что КНР не предоставляет летальное оружие сторонам, вовлеченным в конфликт в Украине.

Как пишет WSJ, ссылаясь на данные китайской и российской таможен, КНР предоставляет России доступ к наиболее приоритетным товарам двойного назначения, которые имеют как гражданское, так и военное применение. В частности, китайская государственная оборонная компания Poly Technologies осуществляет поставки российским предприятиям военно-промышленного комплекса. Фирма попала под санкции США.

Венесуэла получает подсанционные товары из Ирана: по сведениям американских чиновников и таможенным данным, исламская республика поставляет стране в том числе оружие и техническое оборудование для энергетической инфраструктуры. Каракас же продает Тегерану золото из месторождений Ориноко. Как отмечают западные чиновники, драгметалл трудно отследить и его взаимозаменяемость позволяет странам обходить западную банковскую систему.