Люксембургская ABH Holdings (ABHH) Михаила Фридмана и его бизнес-партнеров Петра Авена и Андрея Косогова планирует обратиться с судебным иском к властям Кипра, пишут “Ведомости” со ссылкой на руководителя холдинга АВНН Павла Назарьяна. Компания винит их в умышленном бездействии, приведшем к «безвозвратной» потере активов стоимостью $7 млрд.

Бездействие, по мнению российской стороны, заключалось в том, что местное Министерство финансов на протяжении уже более чем 15 месяцев не выдает кипрской «дочке» ABHH ABH Financial разрешение на продажу российской компании «АБ холдинг». Через эти компании ABHH владеет российским Альфа-банком. По последним данным, Фридману в ABHH принадлежит 32,9%, Авену – 12,4%, Косогову – 41%.

Как напомнил Назарьян, соглашение о продаже акций «АБ холдинга» «по справедливой рыночной цене» ABHH заключила еще в феврале 2023 года. О том, что согласование сделки со стороны кипрских властей задерживается, ABH Holdings S.A. сообщал осенью 2023 того же года. Там подчеркивали, что компания обращалась не только к кипрскому регулятору, но и к руководству ЕС, но до сих пор не получила ответа: «В результате сложилась крайне противоречивая ситуация: с одной стороны, ЕС ожидает выхода европейского бизнеса из российских активов, а с другой стороны, регулирующие органы ЕС не дают разрешения на выход».

13 мая 2024 года Арбитражный суд Московской области по заявлению российского Минфина приостановил корпоративные права ABH Financial в отношении ее активов в России. «Наши косвенно удерживаемые российские активы были потеряны безвозвратно и, скорее всего, без адекватной компенсации», – сказал “Ведомостям” Назарьян.

По мнению ABHH, задержка с выдачей кипрского разрешения была преднамеренной и направлена на сохранение режима санкций для бенефициаров компании, добавил Назарьян. Если бы кипрское одобрение было получено и сделка по продаже российских активов состоялась, единственная остающаяся причина для включения Фридмана и Авена в санкционный список ЕС была бы устранена, считает он.

10 апреля 2024 года Европейский суд постановил отменить персональные санкции в отношении бизнесменов и основателей «Альфа-групп» Петра Авена и Михаила Фридмана, введеные ЕС в начале 2022 года. Суд посчитал, что ни одна из причин введения санкций, изложенных Еврокомиссией, не является достаточно обоснованной и «следовательно включение господина Авена и господина Фридмана в рассматриваемые списки не было оправданным». Суд также решил, что близость Петра Авена и Михаила Фридмана к президенту России Владимиру Путину и его окружению не означает, что бизнесмены поддерживали его действия или политику в части действий на Украине или же, что бизнесмены оказывали материальную или финансовую поддержку этой политике. Кроме того, Евросовет, по мнению суда, «не представил никаких дополнительных доказательств», обосновывающих пребывание бизнесменов в санкционном списке.

Сам Альфа-банк попал под санкции США еще в 2022 году. Он также находится под ограничениями Великобритании. Под санкциями Евросоюза банк — с февраля 2023 года. У Альфа-банка, согласно последним публичным данным, пять миноритарных акционеров, доля каждого из которого не является контролирующей: это UniCredit S.p.A., Фонд исследования раковых заболеваний, Андрей Косогов, Михаил Фридман и Петр Авен. О том, что Михаил Фридман и Петр Авен хотят продать свою долю в российском Альфа-банке за $2,3 млрд (или 178 млрд рублей) своему партнеру Андрею Косогову, которому принадлежит почти 41% в кредитной организации, писала The Financial Times со ссылкой на четырех источников, знакомых с этим соглашением. Эта сделка была необходима Фридману и Авену, чтобы освободиться от западных санкций, добавляли в газете. Давний деловой партнер олигархов Андрей Косогов, на которого не распространяются санкции, согласился купить российский банк у его кипрской материнской компании.