• Если власти ограничат комиссии за эквайринг, у ритейлеров вырастут расходы — им придется платить за обслуживание устройств
  • Россия может потерять инновационное лидерство в бесконтактных платежах
  • Расходы потребителей также вырастут, а банковские программы лояльности сократятся
Герман Греф на форуме в Сочи. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Снижение комиссий за эквайринг может вызвать негативный эффект для рынка, заявил ТАСС глава Сбербанка Герман Греф в кулуарах Российского инвестиционного форума в Сочи. В России ритейлеры платят банкам только комиссии за эквайринг, а на банки ложатся расходы за обслуживание эквайринговых устройств. Но если произойдет снижение комиссий, придется изменить бизнес-модель — банки переложат затраты на обслуживание устройств на сами торговые точки.

Цитата. «Если эти расходы будут переложены на плечи торговых сетей, в особенности небольших предпринимателей, их расходы существенно вырастут (и будут больше), чем эти комиссии, которые они платят сегодня. И мы потеряем инновационную модель», — сказал Греф. Россия сейчас номер один с точки зрения иновационности бесконтактынх платежей, добавил он. «Если мы раздадим все эквайринговые устройства в собственность каждому из торговцев, мы потеряем возможность централизованного обновления «софта» и самих устройств. Мы за свой счет за последние пять лет обновляли их несколько раз», — пояснил Греф.

Контекст. За снижение комиссий за эквайринг выступают ритейлеры и АЗС, против выступал Минпромторг. 6 февраля Владимир Путин на форуме «Деловой России» заявил, что высокие комиссии мешают экономическому росту и предложил проработать вопрос их снижения. В России комиссия, по словам Путина, составляет 3%, в то время как в других странах бизнес платит банкам за эквайринг 0,2% от оборота. Через несколько часов после выступления Путина РБК сообщил, что ФАС начала запрашивать у банков информацию о том, как формируются комиссии, а у ритейлеров – об их издержках.

К чему приведет снижение комиссий. Агентство Moody’s заявило, что банки могут сократить программы лояльности из-за попыток властей сократить размер комиссий за эквайринг. В них входит комиссия, которую банки-эквайеры выплачивают банкам-эмитентам карт (interchange fee). За ее счет банки финансируют свои программы лояльности – выплачивают клиентам бонусы и кэшкбэк, стимулируя людей чаще расплачиваться банковскими картами.  По мнению Moody’s, под давлением властей крупнейшие банки, сокрее всего, сократят комиссии, что приведет к сокращению прибыли Сбербанка, Альфа-банка, ВТБ и Райффайзенбанка. Сбербанк – крупнейший игрок на рынке эквайринга, на его долю приходится 70% рынка. Рост комиссионного дохода банка в прошлом году почти на 20% обеспечен в том числе доходами за эквайринг.

Вывод. Искусственное ограничение комиссий может привести к подорожанию банковских услуг для населения, утверждает Минпромторг. Банки-эмитенты могут сократить количество программ лояльности, а эквайеры, которые лишатся части своего дохода, — переложить расходы на эмитентов или на держателей карт. Но банки еще поборются.