Арбитражный суд Пермского края объяснил свое решение изъять 10,6% акций «Соликамского магниевого завода» (СМЗ) у миноритариев в пользу государства: так как приватизация предприятия в 1992 году была признана незаконной, все последующие сделки нельзя считать добросовестными, аргументировала судья Ольга Вшивкова, следует из мотивировочной части решения суда.

Статья 143.9 ГК РФ, к которой аппелировали ответчики — миноритарные инвесторы, запрещает изъятие ценных бумаг у «добросовестного приобретателя». Но суд счел, что в данном случае она не может использоваться, так как «спорные акции первоначально выбыли из владения государства в отсутствие законных оснований». В 1992 году завод перерабатывал руды радиоактивных и редкоземельных элементов, из-за чего мог быть приватизирован только по решению российского правительства. Однако он был передан в частную собственность без такого разрешения, что было незаконно, отмечается в решении суда.

Кроме того, сторона защиты указывала на истекший срок давности. Согласно статье 196 ГК РФ, он не может превышать 10 лет со дня правонарушения, за исключением случаев, указанных в законе «О противодействии терроризму». Суд обратил внимание, что в соответствие с статьей 200 ГК РФ срок исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, если не предусмотрено иное. То есть срок исковой давности отсчитывается не с 1992 года, а с 2021 года, когда пермская прокуратура проверила СМЗ и нашла нарушения.

Ранее решение об изъятии акций у миноритариев аналогично объяснила прокуратура.

В мае 2022 года суд признал незаконной приватизацию СМЗ в 1992 году. Тогда в собственность государства были изъяты 89,4% акций завода у четырех основных владельцев: Сергея Кирпичева, Петра Кондрашева, Тимура Старостина и Игоря Пестрикова. Они пытались оспорить решение, однако проиграли суд во всех инстанциях. Тогда же прокуратура Пермского края потребовала в суде взыскать акции завода у миноритариев, которые купили их на Московской бирже.

Оставшиеся акции СМЗ миноритарных акционеров были взысканы в пользу государства 22 марта 2024 года. Речь идет о почти 11% акций компании, которыми владели 2,3 тысячи миноритарных акционеров. В тот же день председательница Центробанка Эльвира Набиуллина во время пресс-конференции, посвященной повышению ключевой ставки, пообещала подумать, что может предложить регулятор «с законодательной точки зрения» для защиты миноритариев. По ее словам, изъятие акций «влияет на довериерозничных инвесторов на фондовом рынке».