Рынок элитных бургундских вин, винтажных шампанских и других изысканных вин в 2023 году просел, поскольку доходность таких инвестиций практически сравнялась с депозитами, кроме того, сказывается слабый спрос со стороны азиатских стран, пишет Financial Times.

По данным индекса Burgundy 150, рассчитываемого винной биржей Liv-ex, цена на бургундское вино в этом году упала на 15,7% к концу ноября. Цена на элитное марочное шампанское упала на 17,2%, а вина из долины Роны во Франции подешевели в среднем на 19,4%.

Такой спад на рынке дорогих вин происходит впервые за последние три года. Он бурно рос с начала пандемии, кроме того, за редкими алкоголем стали активно охотиться инвесторы в 2022 году, таким образом пытавшиеся найти альтернативы для вложений на фоне падения основных финансовых рынков. Кроме того, нехватка вин лучших урожаев, к которым привели климатические катаклизмы, также вызвала ажиотажный спрос на дефицитные вина. С начала 2020 года цены на вино выросли на 39% (по данным на конец прошлого года).

Но в 2023 году ситуация на рынке резко изменилась, и инвесторы во многие вина, ранее демонстрировавшие высокие показатели, теперь, как пишет FT, «страдают от похмелья». Так, среди бургундских вин Domaine Romanée Conti’s Richebourg Grand Cru 2017 в этом году подешевело на 29% до 33 015 фунтов стерлингов за ящик из 12 бутылок. Domaine Georges Roumier’s Bonnes Mares Grand Cru 2014 подешевело на 15%, до 16 369 фунтов стерлингов за ящик из 12 бутылок. Цена на марочное шампанское Krug 2008 более чем десятилетней выдержки, подорожавшее почти на 60% после выпуска в 2011 году, в 2023 году упало на четверть до 4350 фунтов стерлингов за ящик. По данным Liv-ex, Cristal 2013 от Louis Roederer стоит на 22% меньше — 2200 фунтов стерлингов за ящик.

«В конце прошлого года на рынке, безусловно, наблюдалось сильное оживление. Поэтому вина, которые больше всего подорожали за последние три-пять лет, больше всего просели в 2023 году», — объясняет исполнительный директор инвестиционной компании Cult Wines Том Гиринг.

На цены оказывает влияние резкий рост мировых процентных ставок за последние два года, который сильно ударил по многим классам активов. На практике это означает, что у инвесторов теперь есть возможность положить деньги в банк на депозит и получать 5% или более годовых, что «не так уж далеко» от 7% годовых, которые вино в среднем приносит в долгосрочной перспективе.

Кроме того, на ценах также сказался слабый спрос со стороны покупателей из Китая и других азиатских стран, которые в последние годы стимулировали спрос на бургундское вино. «Многие надеялись, что разблокировка Китая [снятие ковидных ограничений – прим. FM] приведет к возвращению спроса, но этого не произошло», — говорит Энтони Максвелл, коммерческий директор компании Liv-ex.

По мнению Максвелла, цены еще не достигли дна и в 2024 году «определенно, ценовое давление сохранится». «Я не уверен, что покупатели чувствуют себя достаточно уверенно, чтобы вернуться на рынок», — считает он.