Европейский союз во вторник, 12 декабря, согласовал соглашение о порядке замораживания и конфискации активов на территории Европейского союза. Соответствующий документ опубликован на официальном сайте организации.

Как отмечается в итоговом пресс-релизе, данные правила позволят повысить эффективность замораживания и конфискации активов, полученных преступным путем, а также расширят возможности стран ЕС по выявлению активов россиян или белорусов, попавших под санкции. Согласно правилам, активы будут изыматься, в том числе, у преступников, занимающихся торговлей людьми, распространением наркотиков и продажей огнестрельного оружия, а также у тех, кто помогает обходить санкции Евросоюза.

Члены ЕС будут обязаны обеспечить органы, занимающиеся отслеживанием и замораживанием преступных денег, квалифицированным персоналом и достаточными ресурсами, говорится в документе. Новый закон, который, вероятно, вступит в силу в 2024 году, также будет распространяться на конфискацию » имущества необъясненного происхождения» и будет направлен на обеспечение приоритета реституции и компенсации жертвам преступлений.

В пресс-релизе отмечается, что организованная преступность является одной из самых больших угроз европейской безопасности. По данным Европола, преступные организации ежегодно получают доход, который оценивается не менее чем в 139 млрд евро.

Ранее издание Financial Times со ссылкой на высокопоставленных чиновников ЕС сообщало, что новые правила по замораживанию активов и использованию доходов от них коснутся только активов ЦБ РФ. На первом этапе комиссия хочет потребовать от центральных депозитариев, хранящих активы российского центрального банка, размещать получаемую от них прибыль на отдельных счетах. На втором этапе плана прибыль будет переведена в общий бюджет ЕС и пойдет на поддержку Украины. По оценкам комиссии, это позволит получать до 3 млрд евро в год, или 15 млрд евро в период с 2023 по 2027 год. Ожидается, что меры в первую очередь затронут Euroclear, бельгийский депозитарий, в котором хранится около 191 млрд евро российских государственных активов — самая большая доля замороженных активов на Западе.