Правительство Швейцарии разрабатывает законопроект, который заставит фирмы раскрывать своих истинных владельцах, а юристов – сообщать о подозрительных сделках, особенно в сфере недвижимости и создания юридических лиц. Об этом сообщает агентство Bloomberg.

По данным издания, усилия Швейцарии направлены на то, чтобы закрыть налоговые лазейки и пресечь поток грязных денег в страну, а также – таким образом «ответить» международным критикам, в том числе США и Организация экономического сотрудничества и развития (OECD), не раз упрекавшим страну в недостаточной работе по борьбе с отмыванием денег, а также – поиске активов, принадлежащих россиянам.

По сути, Швейцария намерена ввести те же строгие антиотмывочные правила, которые действуют уже много лет в банковской отрасли. «Банки обязаны проявлять должную осмотрительность, так почему бы и юристам не проявлять ее — говорит профессор права Женевского университета Катя Виллард. — Некоторые юристы, не все, злоупотребляют своей привилегией (адвокатской тайной — прим. FM), и поэтому закон нацелен на них».

По одной подставной фирме на 37 граждан

Согласно исследованию, проведенному в 2021 году неправительственной организацией Public Eye, в Швейцарии базируется около 33 000 подставных компаний. Лидирует в этом смысле Женева, где на каждые 37 граждан приходится по одной подставной фирме.

Правительство считает, что юристы, которые помогают создавать компании и покупать недвижимость для клиентов, подвержены особому риску быть замешанными в незаконной деятельности. Новый закон, если он будет принят, обяжет юристов сообщать о любых подозрительных финансовых операциях, с которыми они сталкиваются, в швейцарское управление по борьбе с отмыванием денег. Тем, кто не будет следовать новому закону, грозит штраф до 500 000 швейцарских франков ($570 730).

Раздутый и расплывчатый закон

Однако юридическая отрасль, не привыкшая к строгому регулированию, готовится дать отпор. По мнению опрошенных Bloomberg юристов, законопроект «как чрезмерно раздутый, так и расплывчатый». По их словам, потенциальная проблема заключается в том, что в законе не четко прописано, в какой момент на адвоката распространяется действие адвокатской тайныю.

Вместо того, чтобы быть нацеленным только на «теневых юристов», закон будет распространяться на обычных специалистов по праву в сфере бизнеса, недвижимости, слияний и поглощений, утверждает партнер Lenz & Staehelin и председатель Женевской ассоциации юристов Мигель Оурал.

«Помимо этого неприемлемого посягательства на профессиональную тайну, обсуждаемый закон имеет настолько широкую сферу применения, что юристы, специализирующиеся на корпоративном, коммерческом праве или недвижимости, столкнутся с непосильным объемом новой, очень сложной и трудоемкой работы по соблюдению законодательства», — говорит Оурал.

По словам Шахрама Дини, юриста и президента Наблюдательного совета адвокатов Женевы, правительство также недооценило трудности, связанные с внедрением и обеспечением соблюдения закона. Это главный орган юридического надзора в городе, но в его штате трудятся менее 10 сотрудников, и этого явно не хватает, чтобы контролировать 2700 женевских адвокатов.

В апреле 2023 года посол США в Швейцарии и Лихтенштейне Скотт Миллер обвинил власти Швейцарии в недостаточно активном поиске активов россиян и призвал страну к конфискации уже найденных активов. По его мнению, Швейцарямогла бы дополнительно заблокировать активы граждан РФ на 50-100 млрд франков. Немного позже дипломатические представители стран G7 призывали Швейцарию присоединиться к группе REPO (Russian Elites, Proxies, and Oligarchs task force), занимающейся поиском и арестом зарубежных активов россиян. По словам главы Государственного секретариата по экономическим вопросам Швейцарии (SECO) Элен Будлигер-Артиеда, Швейцария заморозила активов россиян на 7,5 млрд франков, что составляет чуть более трети от 21,5 млрд евро, замороженных в Европейском союзе. Конфискация этих активов, к которой призывал Скотт Миллер, будет нарушать закон о праве собственности, подчеркивала она.