Комитет Госдумы по собственности одобрил законопроект, уточняющий полномочия государственной корпорации «Роскосмос» в области рекламной деятельности. В частности, госкорпорация получит возможность размещать наружную рекламу на объектах космической инфраструктуры и космической технике, следует из пояснительной записки к документу.

Свою заинтересованность в рекламе за пределами земного шара уже подтвердили крупные российские банки и страховые компании, говорится в проекте закона. Кроме того, организации изъявили желание принять участие в создании названий для космических кораблей и аппаратов, что также может стать дополнительным источником дохода.

По оценке «Роскосмоса», потенциальный доход от размещения рекламы на космической технике может составить до 200 млн рублей ежегодно, говорится в пояснительной записке. В финансово-экономическом обосновании уточняется, что отчисления в федеральный бюджет могут составить порядка 100 млн рублей ежегодно «из расчета двадцати пусков ракет космического назначения в год при стоимости размещения рекламы на соответствующей космической технике в размере не более 12 млн рублей». Установка и (или) эксплуатация рекламных конструкций на объектах космической инфраструктуры может принести дополнительный доход в размере до 5 млн рублей ежегодно из расчета 1 тысячи рублей за квадратный метр площади рекламной конструкции в месяц, а также среднего размера рекламного щита в 18 квадратных метров и количества рекламных конструкций не менее 20 единиц.

Предполагается, что договоры на установку рекламных конструкций на объектах космической инфраструктуры в федеральной собственности будут заключаться без проведения торгов. Прибыль предлагается делить пополам: половина будет поступать в федеральный бюджет в качестве неналоговых доходов, а другая половина — на формирование специальных резервных фондов «Роскосмоса».

Комитет по собственности Госдумы в своем заключении напоминает, что предоставление коммерческих услуг частным компаниям посредством демонстрации в космосе рекламы их продукции или непосредственно логотипов ее производителей традиционно является стабильным источником получения участниками космической деятельности дополнительных доходов.

«Так, в начале 1990-х годов выходившие в открытый космос со станции «Мир» космонавты продемонстрировали метровый макет банки «Pepsi-Cola», в 2001 году на обтекателе ракеты — носителя, доставляющей к международной космической станции (МКС) пилотируемый российский модуль «Звезда», размещалось трехметровое изображение эмблемы компании «Pizza-Hut». Позже на МКС проводились съемки рекламного ролика авиакомпании «S7», а в 2021 году госкорпорация «Роскосмос» разместила баннер на ракете-носителе, и экипаж космической станции в прямом телевизионном эфире с орбиты поздравил Сбербанк со 180-летием. В 2022 году на МКС был снят полнометражный художественный фильм «Вызов», — говорится в материалах.

При этом ко второму чтению комитет предлагает расширить возможный спектр предлагаемых коммерческих рекламных услуг в космосе и внести в него такие виды рекламной деятельности как выполнение на заказ конкретных работ (съемка фильмов, фотографирование объектов и явлений), производство рекламных роликов и обучающих передач, демонстрация продукции и профессиональных навыков, исполнение определенных произведений, исследований.

Сейчас «Роскосмос» реализует следующие направления рекламной деятельности: проводит на территориях космодромов космические форумы, развивает туристическое направление, а также занимается реализацией сувенирной продукции.