Покупка российского бизнеса «Яндекс» может происходить через «некую единую структуру», которая объединит как несанкционных, так и санкционных инвесторов и на которую будет выкуплен актив, пишет Forbes со ссылкой на собственные источники. По словам одного из собеседников издания, идея была предложена Иваном Тавриным и Владимиром Потаниным, которых, в частности, Forbes ранее называл в числе бизнесменов, входящих в пул инвесторов, заинтересованных в покупке российской части «Яндекса».

По словам одного из источников, близкого к компании, сопровождающей сделки, схема, при которой покупка происходит через одну структуру, которую финансирует группа, состоящая из разных инвесторов, понятна для чиновников, входящих в подкомиссию по выдаче разрешений на сделки с компаниями из «недружественных» юрисдикций (головной структурой «Яндекса» сейчас является нидерландская Yandex N.V. — FM) правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.  

«Таврин в сделке с «Яндексом» должен быть, скорее всего, главным бенефициаром. (Для правкомиссии важно, что у общественности. -FM) нет повода это критиковать… У него есть деньги, он может кредитоваться, у него есть имя на рынке, соответственно, под сделку он может собрать деньги. Самый большой плюс в том, что он профильный инвестор. Сейчас это особенно важно (для правкомиссии. -FM)», — говорит собеседник Forbes.

Источник, близкий к «Яндексу» отмечает, что сейчас обсуждается новая схема акционерного контроля над компанией. По его словам, дискуссия ведется вокруг передачи «реального контроля» над «Яндексом» общей структуре, представляющей интересы «тщательно спрятанной» группы инвесторов. По его словам, для этих инвесторов будет создан «сложный механизм взаимодействия, который будет транслироваться через общую структуру в «Яндекс». Этот механизм может и не быть виден снаружи, но это вопрос обсуждения, отмечает он.

«Голосующая доля у общей структуры будет де-факто контролирующая. С некоторым правами у менеджеров компании и (советника по корпоративному развитию Алексея. — FM) Кудрина по ограниченному кругу вопросов», — уточнил собеседник издания, отметив, что эти права будут касаться участия менеджмента на уровне акционерного собрания и совета директоров. При этом кто, помимо Алексея Кудрина, будет обладать правом голоса на собрании акционеров и в совете директоров, он не точнил.

Со второй половины 2022 года «Яндекс» и Аркадий Волож находятся в процессе раздела активов. В конце ноября прошлого года председатель Счетной палаты Алексей Кудрин утвердил у президента России Владимира Путина схему раздела активов компании: Yandex N.V. должно достаться Аркадию Воложу, оно сменит название, выйдет из состава акционеров российского «Яндекса» и сможет развивать на международном рынке ряд бизнесов под другими брендами. На российский бизнес, по сообщению различных СМИ, претендуют различные инвесторы. В частности, в конце октября Forbes среди потенциальных интересантов назвал группу ВТБ, бизнесменов Владимира Потанина и Ивана Таврина, основателя Faberlic и депутата Госдумы от партии «Новые люди» Алексея Нечаева, пенсионный фонд «Газфонд», а также генерального директора «Российского фонда прямых инвестиций» Кирилла Дмитриева.

«Ни Иван Таврин, ни Kismet (принадлежит бизнесмену. — FM) не ведет никаких переговоров о вхождении в капитал «Яндекса» и не владеет ни единой акцией этой компании», — заявил представитель Kismet. В «Яндексе» отказались от комментариев. Forbes не получил ответа от представителей «Интерроса» и помощника Алексея Кудрина.