В Госдуме предложили не продлевать полномочия Банка России по определению перечня информации о банках и финансовых организациях, которую можно официально не раскрывать. Это следует из законопроекта группы депутатов во главе с руководителем комитета Госдумы по собственности Сергеем Гавриловым. Frank Media направили запрос в Банк России.

Весной 2022 года, вскоре после начала военной операции России на Украине, ЦБ сократил объем отчетности, которую банки и финансовые организации обязаны публично раскрывать. Таким способом регулятор хотел ограничить риски, связанные с введением санкций в отношении России. С того момента полную информацию о компании мог видеть только сам регулятор и контрагенты. Компании-эмитенты весной того же года получили право частично или полностью скрывать данные о выпуске ценных бумаг.

Так, согласно федеральному закону, ЦБ до 31 декабря 2023 года имеет несколько полномочий, связанных с раскрытием корпоративной информации:

  • Регулятор вправе определять перечень информации банков и финансовых организаций, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с законодательством РФ или нормативными актами ЦБ;
  • Регулятор может определять перечень информации банков и финансовых организаций, которую они вправе не раскрывать и (или) не предоставлять;
  • Регулятор может определять перечень информации, которую сам Банк России вправе не раскрывать на своем официальном сайте в интернете.

Депутаты Госдумы в новом законопроекте предлагают признать эти полномочия утратившими силу, то есть лишить Банк России права определять перечень информации, которую финансовые организации и сам регулятор могут официально не раскрывать. Законопроект датирован 21 сентября 2023 года и еще не прошел ни одного чтения.

Депутаты уже не раз заявляли о своей обеспокоенности неполным раскрытием отчетности российскими финансовыми организациями. Так, в начале июня 2023 года группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму законопроект, который обязывает Банк России передавать Счетной палате корпоративную информацию об эмитентах, которую компания официально может не раскрывать, но должна направлять регулятору в полном объеме. Речь шла, в частности, о сведениях о выпуске ценных бумаг, регистрации проспекта ценных бумаг, о совершенных сделках, а также информации, которая в случае ее раскрытия может оказать существенное влияние на стоимость или котировки ценных бумаг эмитента.