Верховный суд (ВС) уточнил очередность погашения требований при банкротстве, возникших из-за гибели человека, пишет «Коммерсантъ». Суд, постановил, что компенсация морального вреда может относиться к первой очереди, если она возникла вследствие причинения вреда жизни или здоровью.

  • Мария Скворцова проходила процедуру банкротства по своей инициативе, общая сумма ее долгов составляла 1,8 млн рублей, кредиторами выступали Росбанк, Сбербанк и ФНС. Из ликвидного имущества у нее имелся только земельный участок в Волгограде с начальной ценой для продажи с торгов в 344 тысяч рублей.
  • Позднее Галина Калмыкова в качестве кредитора заявила к Скворцовой требования на 1,17 млн рублей, из них: 850 тысяч рублей морального вреда, 53,7 тысячи рублей расходов на погребение и 269 тысяч рублей процентов. Арбитражные суды включили суммы в третью очередь реестра кредиторов. Однако Калмыкова считает, что ее требования должны попасть в первую очередь: по вине должницы погиб сын Калмыковой, в ее пользу со Скворцовой присудили моральный вред, расходы на погребение и проценты, но взыскать их можно только в рамках банкротства. Экономколлегия поддержала мать погибшего.
  • ВС отметил, что расходы на погребение и моральный вред взысканы в пользу кредитора «в связи с установленной приговором суда гибелью сына вследствие управления должником автомобилем с нарушением правил дорожного движения», а проценты присуждены за неуплату. Таким образом, обязанность по уплате всех сумм возникла вследствие «причинения вреда жизни или здоровью».
  • В статье 134 закона о банкротстве говорится, что компенсация морального вреда в таком случае относится к первой очереди реестра. Суды же ссылались на практику, которая «не касается морального вреда, компенсируемого в связи с причинением вреда жизни и здоровью, и не применима при определении очередности спорных требований», считает ВС. В результате экономколлегия отменила все решения и включила требования Галины Калмыковой в размере 1,173 млн рубле в первую очередь реестра требований кредиторов.

ВС «устранил пробел в законодательстве», который давал низшим инстанциям возможность «буквально применять» статьи закона о банкротстве и искать схожую судебную практику, считает адвокат АБ «Интеллектуальный капитал» Ирина Каплун. Теперь ВС утвердил высший приоритет расходов, связанных с причинением вреда жизни и здоровью, при их погашении в процедуре банкротства, пояснил советник практики по банкротству АБ «БВМП» Дмитрий Палин.