Минэкономики получило полномочия по координации внешнеэкономических связей на уровне регионов. Об этом сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на указ президента о систематизации взаимодействия федерального центра и регионов.

Ведомство будет давать регионам разъяснения по вопросам координации их внешнеэкономических связей, собирать информацию о контактах и их результатах, проводить мониторинг и готовить предложения по развитию. Это «обеспечит проведение единой госполитики в сфере межрегионального сотрудничества, в том числе на пространстве ЕАЭС и СНГ», отмечает профильный замглавы Минэкономики Дмитрий Вольвач, который непосредственно будет отвечать за координацию. Влияния на Российский экспортный центр, который занимается развитием экспортной деятельности в регионах, указ не окажет, сообщили «Коммерсанту» в организации.

Сейчас активность регионов регулируется законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», согласно которому они могут вести переговоры и проводить встречи с иностранными партнерами, заключать соглашения, открывать торговые представительства в зарубежных странах. Однако, как поясняет директор Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Климанов, все это требует уведомления Минэкономики.

«Министерство является центром принятия решений в международной деятельности»,— подтверждает директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев. При этом развитие экспорта без участия регионов невозможно, поскольку региональные власти знают местную специфику, но есть и ограничения. «Межгосударственные контакты возможны только на федеральном уровне, регионы могут выстраивать их на региональном»,— добавляет эксперт.

Проблема нынешней модели — в разной активности регионов. По словам Александра Данильцева, активнее себя проявляют приграничные и регионы с развитыми отраслями промышленности и АПК.

Координатор «Деловой России» по СЗФО Дмитрий Панов рассказывает, что каждый регион сам выстраивает внешние связи, но критериев их эффективности, как правило, нет. «Регион может провести десятки деловых миссий, форумов, приемов, потратив на них десятки, а то и сотни миллионов рублей и не получить никакого эффекта в виде инвестиционных, иных значимых проектов или увеличения объемов экспорта. Есть и другой пример, когда регионы консолидируют ресурсы для проведения расширенных бизнес-миссий, тем самым оптимизируя затраты и достигая синергетического эффекта»,— указывает он.

По мнению руководителя Центра Россия—ОЭСР РАНХиГС Антонины Левашенко, координация Минэкономики необходима на фоне разворота внешней торговли с европейского направления на азиатское и ближневосточное. С ней согласен вице-президент РСПП Сергей Мытенков: появление «единого окна» на федеральном уровне, куда можно обратиться за решением проблем, повышает уверенность предпринимателей. Вовлеченность федеральных органов становится фактором доступа регионов к финансовым возможностям реализации крупных региональных проектов, но негативным аспектом любой централизации может быть удлинение цепочки принятия решений, предупреждает Левашенко.