• Клиенты банка стали реже платить картами в Москве
  • Снижение активности может быть признаком приближающейся рецессии, считает член правления Альфа-Банка
  • По итогам года эти месяцы не дадут драматичного снижения доходов банков, отмечает эксперт
Фото: pxhere

Директор по цифровому бизнесу Альфа-Банка Иван Пятков опубликовал пост на своей странице в Facebook, в котором рассказал о снижении количества операций по картам с прошлой недели. Он называет это первым признаком приближающейся рецессии.

Детали. Пятков сравнивает данные за последнюю неделю с показателями за те же дни недели в период с конца января-начала марта. По его словам, особенную «просадку» продемонстрировали выходные и понедельник, сравнимый с выходными 24 февраля и 9 марта. «По сравнению с обычным рабочим понедельником падение почти на 25%», — пишет Пятков.

Источник: Facebook Ивана Пяткова

Член правления Альфа-Банка связывает эту тенденцию с замедлением потребительской активности в Москве — отменены мероприятия, люди стали меньше посещать заведения общественного питания, театры и кинотеатры опустели. В портфеле Альфа-Банка — несколько миллионов карт, поэтому выводы релевантны для всего рынка, считает Пятков.

«Больше всего страдает оффлайн малый бизнес», — пишет Пятков. Он оценивает падение активности по картам в этом сегменте минимум на 50%. «Просто в нашей статистике внутри представленных цифр есть рост операций по покупке дорогостоящей техники (ее начали покупать активнее, но это скоро закончится), рост количества e-com транзакций», — уточняет банкир.

Также Пятков указывает на снижение количества транзакций за рубежом. «Оно упало в марте в 5 раз, россияне действительно вернулись на Родину», — отмечает он.

Источник: Facebook Ивана Пяткова

Банкир называет резкое падение объема платежей по картам первыми признаками надвигающейся рецессии. Причем они обусловлены лишь ситуацией с коронавирусом, эффект от падения цен на нефть пока еще не проявил себя в полной мере, заключает Пятков.

Контекст. Ранее стало известно, что небольшие продуктовые магазины стали отказываться принимать банковские карты для оплаты покупок. Кроме того, в ВТБ подсчитали, что и в сетевых супермаркетах объем операций по картам оказался ниже, чем на прошлой неделе.

Зато выросла популярность онлайн-заказов, покупатели стали на 10% больше тратить на товары с доставкой.

Мнение эксперта. Глава Национального платежного совета Алма Обаева считает, что снижение активности по картам – абсолютно естественный процесс в условиях ограничений, связанных с эпидемией коронавируса. Люди перестали ходить в театры и спортзалы, меньше ходят по магазинам и т.д. При этом ограничения продлятся не более нескольких месяцев, полагает Обаева, после чего покупательская активность резко возрастет, так как люди начнут тратить «сэкономленные» деньги.

По итогам года эти дни или месяцы не дадут драматичного снижения доходов банков, объясняет она. «Банки привыкли к хорошей динамике роста карточных платежей. Поэтому они придают большое значение временной «просадке», — говорит Обаева.

Пока банки может поддержать электронная коммерция, так как многие покупатели переходят в онлайн-магазины. «Я думаю, что по итогам года это снижение потеряется в общих объемах», – отмечает Обаева.

Зачем вам об этом знать. Банки обеспокоены тем, что население стало меньше тратить по картам из-за ограничений, связанных с эпидемией коронавируса. Это напрямую влияет на их доходы от транзакционного бизнеса. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от скорости распространения вируса и мер поддержки, оказываемой государством малому бизнесу и гражданам.

Во времена финансовых кризисов банкирам важно оставаться в курсе текущих новостей. Подпишись  на наш телеграм – канал Frank RG (https://t.me/frank_media) чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!