Фото: Соцсети Тимура Турлова

Даже после продажи Freedom Holding своей российской «дочки» его структуры, а также компании основного владельца холдинга Тимура Турлова сохранили обширные связи с Россией, следует из отчетности американской компании, акции которой торгуются на Nasdaq. В основном в структурах, входящих в группу Freedom Holding, обслуживается представители среднего класса из России, но есть также и корпоративные клиенты, и даже российские подсанкционные лица.

В конце февраля после получения разрешений со стороны регуляторов была закрыта сделка по продаже Freedom Holding своей российской дочерней компании «Фридом Финанс» (впоследствии переименована в «Цифра брокер») топ-менеджеру последней Максиму Повалишину. Однако, как говорится в отчете холдинга за финансовый год, закончившийся 31 марта, нероссийские структуры группы, а также зарегистрированная в Белизе компания FST Belize (не входит в группу Freedom Holding, а принадлежит напрямую Тимуру Турлову; прежнее название — FFIN Brokerage Service) «продолжают оказывать брокерские услуги россиянам, в том числе целому ряду бывших клиентов российской дочерней структуры».

«В результате чего у нас сохраняется значительный российский портфель (significant exposure)… Хотя мы и вышли из российских «дочек», мы продолжаем получать значительные объемы комиссионных доходов от торговой деятельности, осуществляемой российскими лицами (включая наших бывших клиентов российских дочерних структур)… через счета в нероссийских дочерних компаниях (холдинга. – FM), в том числе косвенно через счета в FST Belize», — признают во Freedom Holding.

В прошлом году Freedom Holding релоцировал из России в Казахстан десятки своих сотрудников, которые стали работать в местной Freedom Finance Global. Как говорится в отчете холдинга, переехали 19 аналитиков, 21 инвестиционный консультант, 18 IT-специалистов (разработчиков торговой платформы Tradernet), а также 13 сотрудников пресс-службы. Кроме того, «некоторое число клиентов… бывших российских дочерних компаний открыли счета… в нероссийских структурах» Freedom Holding. Но, в частности, как отмечается в отчете, существует и прежняя клиентская российская база, которая «исторически» обслуживалась в нероссийских структурах Freedom Holding, а также в FST Belize.

Согласно отчету холдинга, на конец первого 2023 года в компаниях группы обслуживались «приблизительно 35 тысяч розничных брокерских клиентов» из России (около 10% от всей клиентской базы группы), большинство из которых «относятся к формирующемуся российскому среднему классу». Но есть среди клиентов структур группы и корпоративные, с которыми у холдинга есть соглашения о том, что те «должны соблюдать санкционные законы». «Но у нас нет прямого доступа к системам проверки клиентов этих корпоративных клиентов, и в результате мы не можем гарантировать, что… бенефициарами торгов, которые проводятся через объединенные счета (открытые в компаниях группы. – FM), не являются подсанкционные лица», — признает Freedom Holding.

Впрочем, среди клиентов структур холдинга есть и лица, которые находится под санкциями. В 2023 финансовом году (то есть с 1 апреля 2022 года по 31 марта 2023 года) Freedom Bank (казахстанская кредитная организация, входящая в группу) и Freedom Finance Global «предоставляли брокерские услуги ряду физических и юридических лиц, на которых распространяются санкции OFAC (Управление по контролю за иностранными активами Минфина США. – FM), Европейского Союза или Великобритании», говорится в отчете. Правда, как отмечается, операции этих лиц «не были связаны с Соединенными Штатами, Европейским Союзом или Великобританией». На конец первого квартала этого года, суммарные обязательства компаний, входящих в группу Freedom Holding, перед такими клиентами составляли $17,8 млн, а полученный от них за год комиссионный доход был на уровне $34 тысяч.

Особняком стоят операции FST Belize, компании, не входящей во Freedom Holding, но аффилированной с ним. У этой структуры порядка 40% клиентов составляют российские лица. Несмотря на то, что FST Belize и не является частью группы, она активно сотрудничает с компаниями холдинга, в частности, с кипрской Freedom Finance Europe. Так, на взаимодействие FST Belize приходится 91% всей выручки, полученной европейским направлением холдинга ($216,5 млн или 27% от всей выручки группы). Впрочем, Freedom Holding планирует постепенно сокращать объем операций, проводимых через белизскую компанию и, в конечном счете, отказаться от сотрудничества с ней.

Тем не менее, сейчас группа считает для себя объем операций с российскими лицами «значительным». В частности, группа видит для себя риски того, что ужесточение санкционного режима против России, а также контрсанкционные меры, принятые Москвой, могут ограничить возможность российских клиентов проводить операции через структуры холдинга или же с нероссйскими инструментами. «Если инвестиционные расходы российских лиц через нероссийские торговые счета по какой-либо причине сократятся, это может привести к существенному сокращению наших доходов», — признают во Freedom Holding. В холдинге отказались отвечать на дополнительные вопросы Frank Media, указав, что «вся информация, которую возможно было раскрыть», была отображена в отчетности.