Бывшему члену наблюдательного совета банка «Открытие» Елене Титовой, которой удалось оспорить введенные против нее санкции США, могут понадобиться годы, чтобы вернуться к нормальной жизни – с работой в сфере финансов и восстановленным банковским счетом, пишет Bloomberg.

Елена Титова родилась в российско-украинской семье, у нее российское и британское гражданство. В банковской сфере она проработала почти три десятилетия. Титова окончила экономический факультет МГУ, в 1994 году получила степень MBA в Kellogg Business School, Northwestern University, IL (США). Свою карьеру начала в 1990-е годы в Goldman Sachs в Нью-Йорке и Лондоне. В 2006 году она начала работать в российской «дочке» Morgan Stanley, где в 2009 году заняла должность президента и председателя правления. В 2012 году Титова перешла на работу в подконтрольный «Роснефти» банк ВБРР, в котором проработала год. В 2014 году она начала работать в UBS на позиции председателя правления российского отделения. Эту должность Титова занимала четыре года, до ноября 2017 года. В конце декабря 2017 года она пришла в «ФК «Открытие» в качестве независимого члена совета директоров банка, после возглавила наблюдательный совет разработчика и интегратора блокчейн-решений ICONIC, а в июле 2021 года вошла в Наблюдательный совет банка «Открытие».

Банк «Открытие» попал под санкции США сразу после начала военных действий России на Украине 24 февраля 2022 года. Через восемь дней после начала специальной операции Елена Титова покинула банк. Тем не менее США все равно ввели против нее санкции, включив в SDN-список.

Как говорит Титова, включение в санкционные списки «навсегда изменило ее жизнь»: иностранные банки закрыли доступ к ее счетам, и у нее возникли проблемы с оплатой расходов на проживание. В поданном иске она утверждает, что санкции «фактически исключили ее из мировой экономики» и сделали ее «радиоактивной» для любого потенциального работодателя, не попавшего под санкции.

Непрозрачный процесс

Титова добивалась исключения из санкционных списков больше года. Ее адвокаты подали иск 10 мая 2022 года, в нем они предоставили доказательства того, что она покинула совет директоров более чем за месяц до введения против нее санкций. В своем иске Титова, которая сейчас живет в Дубае, утверждает, что она и другие члены совета директоров банка стали объектом санкций потому, что они были указаны в последнем опубликованном списке членов совета директоров кредитной организации. Однако эта информация была опубликована до 24 февраля 2022 года и не обновлялась, поскольку российские банки прекратили раскрывать подобные данные после начала специальной операции.

«Нечасто встречаются дела с подобными случаями, когда человек действительно прекратил действия, за которые его внесли в список», — сказал Сэм Амир Тусси, адвокат, представлявший интересы Титовой и другого члена совета директоров «Открытия», попавшего под санкции, Андрея Голикова. По данным Bloomberg, процесс обжалования ускорился только после того, как еще один бывший член совета директоров «Открытия», российский технологический инвестор Анатолий Карачинский, подал иск против госсекретаря США Энтони Блинкена и других лиц с целью исключения из санкционного списка.

В мае этого года, за три дня до истечения срока, установленного судом для ответа по этому иску, Карачинский стал первым из директоров «Открытия», исключенным из списка. После очередного запроса информации из Госдепартамента Титова была исключена из санкционного списка.

Годы на восстановление имени

По словам Николаса Малдера, профессора Корнельского университета, автора книги о санкциях, процесс введения санкций «очень непрозрачен, и (попавшим в эти списки. – FM) очень трудно быстро получить средства правовой защиты». Впрочем, для Титовой и других, исключенных из списка, восстановление ущерба, скорее всего, займет еще больше времени, чем сам судебный процесс. Банк, услугами которого пользуется Титова в Великобритании, по-прежнему не отвечает на ее звонки. «Они не только отключили меня, они вообще лишили меня всякой связи», — сказала она.

Эрих Феррари, адвокат, представлявший интересы Карачинского в его деле, говорит, что процесс, скорее всего, будет долгим. «У нас есть клиенты, которые были удалены пять, шесть, семь лет назад и до сих пор испытывают проблемы с получением счетов или поиском контрагентов, которые могли бы вести с ними дела», — сказал он. По мнению Кима Донована, бывшего сотрудника Министерства финансов США, учитывая количество российских физических и юридических лиц, попавших под американские санкции, в ближайшие годы можно ожидать целый шквал аналогичных судебных дел.