С 30 июня 2023 года все банки будут обязаны стать участниками системы «Диспут» по платежам, проходящим через СБП, сообщили Frank Media в пресс-службе Национальной системы платёжных карт (НСПК). Решение было принято из-за роста популярности проведения операций через систему быстрых платежей (СБП) среди граждан. До сих пор им приходилось решать проблемы с неправильно отправленными переводами средств самостоятельно.

«Нововведение обусловлено в том числе тем, что СБП становится все более популярным инструментом онлайн и офлайн-оплаты покупок, число транзакций в СБП быстро растет, и при возникновении спорных ситуаций необходим четкий регламент для их урегулирования», — говорится в комментариях НСПК.

При этом сроки запуска спора на платформе НСПК и срок реакции банка останется таким же, как и у «Диспут+», которая предназначена для оспаривания операций по картам «Мир».

Срок, в течение которого можно начать новый диспутный процесс, составляет 180 дней, а максимальный срок для рассмотрения спора — 30 календарных дней.

«Процесс инициирования диспута СБП будет таким же, как и по картам «Мир»: клиент обращается в банк, со счета в котором совершил оспариваемую операцию по СБП. Банк после этого инициирует диспут на платформе НСПК. Банк получателя рассматривает данный спор, обращаясь к своему клиенту – ТСП, анализирует полученную информацию. В случае принятия положительного решения по спорной транзакции оператор СБП (то есть НСПК) проведет автоматические расчеты между сторонами диспута», — говорится в сообщении НСПК.

В августе 2021 года в СБП запустили аналог чарджбэка, то есть механизма взаимодействия между банками, который позволяет вернуть ошибочный платеж или мошеннический перевод. Планировалось, что он позволит банкам взаимодействовать друг с другом согласно стандартам урегулирования споров по операциям клиентов в системе и сократить сроки рассмотрения споров. Однако тогда участие было добровольным.