В середине прошлого месяца Саморегулируемая организация аудиторов (СРО) Ассоциация «Содружество» обратилась в Банк России и Минфин с просьбой отнести ФИО руководителей аудиторской организации или уполномоченного лица и руководителя аудита к чувствительной информации, если они проверяют консолидированную финансовую отчетность подсанкционных компаний, сообщает «Коммерсант». Это позволит не раскрывать личность конкретного специалиста, а указывать наименование всей аудиторской компании.

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что инициатива возникла из-за желания «перестраховать риски», так как, работая с подсанкционными компаниями, аудиторы рискуют попасть в будущие санкционные списки физических лиц. Аудитора также могут лишить международных квалификационных сертификатов CPA и ACCA или приостановить их действие, которое часто необходимо для оказания услуг клиентам не только из западных юрисдикции, но из дружественных стран, добавляет партнер практики аудиторских услуг группы компаний Б1 Игорь Буян.

Юристы считают, что инициатива может нести серьезные риски для клиентов: без раскрытия имен аудиторов контролировать наличие конфликта интересов будет сложнее, и отсутствие в заключениях таких данных может породить злоупотребления со стороны проверяющих, что в целом противоречит концепции аудиторской деятельности, добавляет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Однако партнер Ru.Courts Илья Кавинский указывает, что с учетом сертификации аудиторской деятельности в целом и принятой отчетности внутри компаний, в случае споров установить, кто конкретно проводил проверку, не составит труда.

По словам Ильи Жарского, чтобы реализовать инициативу, нужны поправки к ФЗ 307 «Об аудиторской деятельности», а именно к ст. 6 «Аудиторское заключение» п. 3.2, из которой следует, что аудиторское заключение подписывается с указанием фамилий, имен и отчеств, а также номеров записей в реестре аудиторов и АО. При этом управляющий партнер КСК ГРУПП Елена Межуева предупреждает, что подобные решения будут конфликтовать с позицией об усилении персональной ответственности аудитора, которая отмечена в приказе Минфина о направлениях развития аудиторской деятельности до 2024 года.