Рейтинговое агентство «Национальные кредитные рейтинги» (НКР) прогнозирует, что в 2023 году портфель автокредитов, выданных российскими банками, вырастет на 14-16% после падения на 3,7% годом ранее, но этот результат не сможет побить показатели 2021 года (+22%), говорится в обзоре агентства. Таким образом, объём автокредитов превысит 1,4 трлн рублей к концу года.

Среднемесячные темпы роста останутся выше прошлогодних, вместе с тем сохраняется ряд ограничений, препятствующих более быстрому росту рынка, пишут аналитики. Количество выданных кредитов будет относительно стабильным, а расти рынок продолжит главным образом за счёт дальнейшего повышения среднего чека на авто во всех сегментах.

Как отмечает агентство, дефицит предложения продолжит отрицательно сказываться на динамике сегмента. В то же время рост объёмов кредитования поддержат дальнейшее повышение цен на автомобили и постепенное восстановление потребительской активности.

Портфель автокредитования за первые четыре месяца 2023 года уже вырос на 6%, до 1,28 трлн рублей, отыграв спад прошлого года (снижение на 4%). В апреле 2023 года были установлены рекорды месячных объёмов и среднего чека: по данным Frank RG, банки выдали автокредитов на 110 млрд рублей, средняя сумма превышала 1,42 млн рублей. 

«Такие результаты можно объяснить ростом цен и реализацией отложенного спроса по мере привыкания потребителей к повышенному уровню неопределённости. Кроме того, часть покупателей могла поторопиться с крупными покупками в ожидании роста цен на фоне заметного ослабления рубля с начала года. Сдержанное позитивное влияние оказало и частичное возобновление госпрограммы льготного автокредитования — поддержка продаж новых автомобилей стоимостью до 2 млн рублей», — поясняют аналитики НКР. 

В первом квартале 2023 года, по данным «Автостата», средневзвешенные цены на новые машины выросли уже на 11% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а на авто с пробегом — на 8%, что могло быть связано со снижением курса рубля в январе–марте примерно на 10% к доллару США. По мнению НКР, очередной период роста цен на авторынке не завершился. Импортные машины, закупавшиеся в первом квартале по повышенному курсу, продолжат увеличивать средние цены на рынке. Не отстают и российские производители: «АвтоВАЗ» также повышает цены на свои автомобили. 

«В связи с ростом цен и дефицитом новых авто потребители увеличивают и срок владения автомобилями. Из-за этого дальнейший рост количества сделок на рынке авто с пробегом маловероятен, что также будет сдерживать динамику автокредитования», — отмечают эксперты.