Минэкономразвития и Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) подготовили концепцию донастройки для стратегии поддержки малого и среднего предпринимательства до 2030 года, которая предполагает помощь четырем наиболее перспективным категориям бизнеса, пишет РБК.

Согласно презентации концепции, на которую ссылается издание, и достоверность которой ему подтвердил источник, знакомый с ее содержанием, власти планируют сосредоточить ресурсы на помощи недавно созданным фирмам, растущим микропредприятиям, компаниям из приоритетных отраслей и тем, кто «перерос» МСП.

Предполагается, что меры поддержки коснутся предприятий, которые подпадают под критерии одной их четырех категорий:

«Начинающие»

Это недавно (до двух лет назад) созданные фирмы, имеющие потенциал к акселерации. По данным презентации, на которую ссылается РБК, наибольшая доля закрывающихся ежегодно предприятий приходится на субъекты малого и среднего бизнеса в «возрасте» до двух лет. Так, в 2022 году они составили 56% от всех закрывшихся фирм.

Чтобы помочь им «дожить» до продуктивного состояния, власти предлагают повышать компетенции и навыки предпринимателей (например, на базе центров «Мой бизнес» и возможностей Цифровой платформы МСП), а также обеспечить им доступное финансирование за счет таких инструментов, как гарантийная поддержка и микрозаймы.

«Растущие»

Это предприятия, которые приблизились к границе между микро- и малым бизнесом. Максимумом для микропредприятий является годовая выручка 120 млн рублей и среднесписочная численность работников — 15 человек. «Для таких фирм основным барьером для развития является кратное увеличение административной нагрузки при переходе в более крупную форму: они лишаются права использовать патентную систему налогообложения, применять упрощенный порядок оформления трудовых отношений, на них распространяется обязанность по сдаче бухгалтерской и статистической отчетности», — пишет издание. Поэтому часто для таких компаний оказывается проще и дешевле открыть дополнительную компаний: по данным за 2021–2022 годы, только 3% микропредприятий перешли в категорию малых, отмечается в презентации.

Чтобы мотивировать такие фирмы переходить из микробизнеса в малый власти предлагают снизить административную нагрузку для субъектов МСП с показателями, близкими к пороговым значениям, и «донастроить» налоговые режимы.

«Продуктивные»

В эту категорию могут быть включены как индивидуальные предприниматели с наемными работниками, так и юридические лица (малые и средние предприятия), работающие более пяти лет в следующих отраслях: обрабатывающие производства, научная и профессиональная деятельность, ИТ, туризм. «Характерными чертами таких предприятий являются более высокая выживаемость и способность к акселерации, рост выручки и числа сотрудников даже в условиях шоков. Основным барьером для них является ограниченный доступ к льготному финансированию», — пишет РБК.

Для стимулирования роста продуктивных отраслей власти предлагают таргетировать на них финансовую и инфраструктурную поддержку.

МСП+

Это выросшие из форматов малого и среднего бизнеса предприятия, которые при превышении пороговых значений по критериям МСП теряют доступ к мерам поддержки. Вместе с тем им еще недоступны меры поддержки, предусмотренные для крупнейших предприятий. Этот «пробел» дестимулирует рост предприятий, которые при этом наиболее эффективны с точки зрения вклада в макроэкономические показатели.

Для получения господдержки компании из этой категории должны соответствовать нескольким критериям:

  • доход до 4 млрд рублей;
  • максимум 1,5 тыс. сотрудников;
  • ранее были включены в реестр МСП;
  • работают в сферах: инновационная и научно-техническая деятельность, обрабатывающие производства, ИТ, гостиничный бизнес, туризм, общественное питание, бытовые услуги, логистика.

Как следует из презентации, под эти критерии подходят порядка 350 компаний. Для них предлагается предусмотреть возможность расширения переходного налогового режима по аналогии с общепитом и запустить механизм «зонтичных» поручительств — гарантий Корпорации МСП перед банком, если у предприятия не хватает залога для получения кредита.

В стратегии указывается, что Россия опережает большинство стран по числу субъектов МСП в расчете на тысячу человек населения, при этом уступает по их вкладу в занятость и ВВП. «Результаты сравнения российских показателей МСП с мировыми говорят о достаточном количестве хозяйствующих субъектов в этом сегменте и одновременно о недостаточном уровне их акселерации», — говорится в документе.