Несмотря на то, что государственно-правовое управление (ГПУ) администрации президента (АП) обозначило лизинговую реформу как неактуальную, ЦБ и Минфин не намерены от нее отказываться, рассказал на ежегодном съезде Объединенной лизинговой Ассоциации (ОЛА) советник первого заместителя председателя Банка России Сергей Моисеев.

«ГПУ, действительно, написало, что она (лизинговая реформа. – FM) не актуальна. Но это, на самом деле, к процедуре не имеет никакого отношения. Процедурно актуально или неактуально, говорят только разработчики. То есть Минфин с ЦБ говорят, актуально это или нет», — заявил он. По его словам, «поскольку лизинг существует в значительном масштабе и претендует на еще большую роль в экономике», то для финансовых регуляторов – Центробанка и министерства финансов – этот вопрос остается важным. «Я допускаю, что мы можем по каким-то техническим причинам отозвать законопроект (о регулировании лизинговой отрасли. – FM), но это означает, что мы его внесем в следующую сессию. Вот и все», — заявил Сергей Моисеев.

В черновой версии (с ней ознакомились Frank Media) «Резолюции 12-го ежегодного съезда лизинговой отрасли России» (проводится ОЛА) предлагается определить Минэкономразвития «уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере лизинговой деятельности», то есть предлагается сделать Минэк регулятором лизинговой отрасли.

«Ну, ребята, все, кто в зале (съезда. – FM) присутствует, вы все — юрлица: у вас у всех есть ОКВЭДы (общероссийский классификатор видов экономической деятельности. – FM), в ваших регистрационных карточках юрлиц написан код, который относится к прочим финансовым услугам. Я уж не говорю про федеральный закон о конкуренции («О защите конкуренции». – FM), разъяснениях Верховного суда и т.д. Это – финансовая деятельность, хотя и не являющаяся регулируемой – такое возможно: это исключение. Поэтому в соответствии с приложением правительства, положением министерства финансов, за регулирование финансовых рынков, за политику на финансовых рынках, у нас отвечает Минфин. Поэтому министерство экономики здесь ну никак не получится, даже если называть лизинг «арендой»», — заявил Сергей Моисеев.

По его словам, также для того, чтобы «в теории» Минэк регулировал лизинг нужно устранить конфликт интересов: министерство избавилось бы от лизинговых «дочек» и не занималось бы вопросами субсидий для лизинговых компаний. «Сейчас мы (ЦБ. – FM) взяли паузу, потому что сейчас тяжелое время —  время трансформации… Поэтому действительно сейчас это не к месту», — рассказал он о нынешнем состоянии реформы.

В октябре прошлого года ГПУ АП написало отзыв на очередную версию законопроекта о регулировании лизинговой отрасли. Оно посчитало лизинговую реформу на данный момент «нецелесообразной» и неактуальной. В частности, по мнению управления, положения реформы, которые предполагают увеличение для российских компаний издержек, представляются «крайне сомнительными» в текущей экономической ситуации.

В декабре Минфин заявил, что он совместно с ЦБ считает, что лизинговая отрасль нуждается в регулировании. «Несмотря на то, что и экономика, и (лизинговая. – FM) отрасль сталкиваются с трудностями, мы не хотим отходить от наших базовых принципов… о том, что лизинговая отрасль, все-таки, нуждается в базовом регулировании», — говорил тогда директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков.