Фото: Ассоциация банков России

Закон об отмене так называемого «зарплатного рабства», при котором работодатель навязывает своим сотрудникам конкретный банк и не дает альтернативы, на деле не работает, следует из слов предправления «Тинькофф банка» Станислава Близнюка. Такое мнение он высказал, выступая на V Съезде Ассоциации банков России.

«Здесь нужна поддержка ЦБ. Есть закон о зарплатном рабстве, но факт остается фактом – он не работает», — заявил он. По словам банкира, несмотря на то, что работник имеет право сам выбирать банк для перечисления зарплаты, в реальности «зарплаты стекаются в несколько компаний», в результате чего средние банки не получают доступа к этой ликвидности. «Это создает некое ограничение в конкурентном развитии (для остальных банков — прим. FM),» — отметил он.

По мнению банкира, зарплатные средства должны распределяться «более равномерно, а не пиково».

Поправки к статье 136 ТК РФ, которые отменяют «зарплатное рабство», в ноябре 2014 года подписал президент РФ Владимир Путин. Принятые поправки дают работникам возможность требовать перевода зарплаты в любой удобный для них банк. Для смены кредитного учреждения необходимо сообщить в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня ее выплаты.

На деле большинство россиян до сих пор не принимает самостоятельного решения о том, через какой банк получать зарплату. К таким данным пришла ассоциация «Финтех», опросив в конце 2021 года 750 физических и 505 юридических лиц из городов с населением свыше 100 000 человек. По результатам опроса, 61% респондентов не выбирали зарплатный банк, при этом о такой возможности знали 81% опрошенных. Почти половина сотрудников компаний (45,9%) признались, что работодатели запрещают им это делать.

Опросы зарплатных клиентов показали, что доля сотрудников, самостоятельно выбравших зарплатный банк (а не присоединились к зарплатному проекту, предложенному работодателем), не превышает 12-15%, и эта доля не растет. При этом доля клиентов, желающих сменить зарплатный банк, не превышает 20%, говорится в исследовании аналитиков Frank RG. Однако они склонны считать, что зарплатного рабства в его классическом понимании нет, но есть неравенство и недобросовестные практики, вредящие рынку.