Дочерний банк группы Home Credit в Казахстане в 2022 году на фоне отзыва всех международных рейтингов столкнулась с оттоком ликвидности со стороны банков и компаний, поэтому в «авральном режиме» был вынужден отказаться от российского акционера. Об этом рассказал предправления банка Home Credit в Казахстане Кирил Бачваров.

По его словам, отзыв рейтингов из-за санкций против российских компаний и их «дочек» (банк в Кахахстане ранее на 100% принадлежал российскому ХКФ-банку — FM) стал «тяжелым испытанием» для банка: участники рынка не могли держать в нем депозиты или [его] бонды, поэтому за два месяца кредитная организация «потеряла всю ликвидность от корпоративных и межбанковских партнеров».

Для казахстанского банка было важно «освободиться» от российского акционера, потому что из-за органической связи с российским банком мы потеряли свой рейтинг. Вы помните, что в тот период международные рейтинговые агентства отозвали рейтинги у всех российских компаний и их «дочек». И для нас, как для финансового института, который активно работает с другими игроками на рынке, это стало тяжелым испытанием. Ни один корпоративный игрок, участник рынка, ни один банк не мог держать у нас депозиты или бонды, иначе им пришлось бы 100% их провизировать. Поэтому, повторюсь, мы за два месяца потеряли всю ликвидность от корпоративных и межбанковских партнеров.

предправления банка Home Credit в Казахстане Кирил Бачваров.

При этом новые акционеры не могли сразу приобрести 100% акций компании, так как для этого нужно было получить разрешение регулятора — Агентства по регулированию и развитию финансового рынка. По словам Бачварова, чтобы обойти это препятствие, сначала банк продал 75% акций физлицам — топ-менеджерам чешского холдинга PPF, при этом доля каждого участника в капитале ХКБ составляла не более 10%. После этого глава PPF Иржи Шмейц смог выкупить оставшиеся 25% акций российского банка в декабре 2022 года.

Бачваров подчеркнул, что группа была вынуждена выйти из российского бизнеса «в авральном порядке» — буквально в течение нескольких дней. «Был риск, что чешские акционеры могут остаться без ничего, в связи с тем, что Чехия попала в разряд «недружественных стран» в свете политической обстановки». — указал он.

Он отметил, что группа очень строго соблюдает все правила и инструкции и «не идет ни на какие компромиссы». В качестве примера он привел тот факт, что банк не открывает «продукты, карты российским клиентам, даже если это не напрямую каким-то образом запрещено». 

Акционеры, у которых еще 40 разных компаний во многих странах мира, меньше всего хотят оказаться под вторичными санкциями, объяснил он жесткость комплаенса. «Мы под регуляцией одновременно и казахстанского, и чешского регулятора, поэтому у нас двойной уровень контроля. Все комплаенс-процедуры мы согласовываем и здесь, и с Чехией. Можно сказать, что мы выстроили все линии защиты и минимизировали риски». — указал он.

Как Home Credit продавала банки

В начале 2023 года стало известно, что CEO PPF Group Иржи Шмейц, в конце прошлого года выкупивший у российского «Хоум Кредита» (ХКФ-банк) 25% в казахстанском Home Credit Bank, таким образом доведя свою долю в этом банке до 34,7%, сделал предложение другим акционерам о выкупе их акций. Это соответствует законодательству Казахстана, согласно которому лицо, которое приобрело более 30% акций в акционерном обществе (АО), обязано сделать предложение другим акционерам АО о выкупе их бумаг в компании. Как рассказал председатель правления Home Credit Bank Кирил Бачваров, Иржи Шмейц планировал полностью выкупить кредитную организацию в течение 2023 года.

Международная инвестиционная группа PPF и Home Credit заявили об окончательном закрытии сделки по продаже 100% доли в российского бизнеса «Хоум кредит» и всех связанных с ним структур в сентябре прошлого года. Ранее в конце мая 2022 года группа Home Credit продала 49,5% акций российского ХКФ-банка местным инвесторам во главе с экс-председателем совета директоров «СПБ биржи» Иваном Тырышкиным — он получил 9,91% банка и других компаний группы. Его партнеры Ибрагим Загидулин, Елена Мартыненко, Виолетта Чайка, Дмитрий Чемендряков тогда получили по 9,9%, еще 1% —  Авигдор Ярден, а у Home Credit оставалось 50,49%. В январе 2023 года на сайте банка появилось сообщение о том, что Тырышкин вышел из состава акционеров банка.