По итогам первого квартала 2023 года на первое место по объему рыночных выпусков рублевых облигаций вышел «Сбербанк КИБ» (SberCIB), который поучаствовал в организации 27 долговых размещений на сумму почти 86 млрд рублей, следует из исследования Cbonds, подготовленного по запросу «Коммерсанта». Лидер прошлого года, Газпромбанк, занял второе место (36 выпусков на 64,4 млрд рублей), третье — «ВТБ Капитал Трейдинг», в прошлом году не входивший даже в пятерку крупнейших. В результате БК «Регион» переместилась на четвертое место (42,6 млрд рублей).

Если до прошлого года инвестбанковские направления Сбербанка и ВТБ поочередно занимали лидирующие позиции, то в 2022 году на фоне западных санкций им пришлось перестраивать бизнес-процессы. «Мы сохранили команду и полностью перестроились под работу в новых геополитических реалиях. В результате мы были сфокусированы на всех значимых сделках в первом квартале», — рассказал «Коммерсанту» управляющий директор по рынкам долгового капитала Сбербанка Эдуард Джабаров. Сейчас большинство сделок проводится в кооперации нескольких инвестбанков. Руководитель департамента рынков капитала Совкомбанка Роберт Смакаев подчеркивает, что в последнее время банки-организаторы стремятся к сотрудничеству друг с другом для достижения максимальных результатов, которые ставят перед ними эмитенты.

В этом году на рынке ждут сохранения активности эмитентов на высоком уровне, в том числе высокого спроса на услуги инвестиционных банков. «Эмитенты будут активнее рефинансировать погашающиеся выпуски, и поэтому как минимум рынок не потеряет тех оборотов, которые уже набрал»,— считает директор по работе с эмитентами инвестбанка «Синара» Олег Карпеев. По мнению Эдуарда Джабарова, дополнительный стимул рынку могут придать стабилизация инфляционных ожиданий и готовность инвесторов к размещениям на сроки от пяти лет.

Хотя, по мнению экспертов, рост будет в основном обеспечен активностью компаний из первого эшелона, для которых закрылись внешние источники финансирования, компании из второго и третьего также могут появиться на рынке. При этом ждут не дебютантов, а тех, кто «достаточно давно не выходил с размещениями на рынок», рассказал Карпеев.