Люксембургский суд по иску бывших совладельцев ЮКОСа наложил обеспечительные меры на принадлежащие госкорпорации «Роснано» акции компании OCSiAl, пишет РБК со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией в «Роснано». По словам того же собеседника, это решение суд принял еще в конце прошлого года, сейчас продолжаются разбирательства. Арест пакета акций OCSiAl подтвердил РБК и источник, близкий к Group Menatep Limited (GML) — холдинговой компании, которая преставляет интересы бывших мажоритарных акционеров ЮКОСа.

Как рассказал один из источников РБК, еще до решения люксембургского суда корпорация «Роснано» обращалась в правоохранительные органы, чтобы те приняли превентивные меры и предотвратили возможный вывод производственных мощностей OCSiAl из России с целью организации производства в другой юрисдикции. «Но таких инициатив в итоге и не было», — отмечает собеседник. О соответствующих обращениях знает и другой источник, знакомый с планами «Роснано». «Обращались с просьбой провести проверку», — пояснил он.

OCSiAl, чья штаб-квартира располагается в Люксембурге, — крупнейший в мире производитель графеновых нанотрубок. Основатели компании — физик Михаил Предтеченский, бизнесмены Юрий Коропачинский, Олег Кириллов, а также Юрий Зельвенский. В 2014 году «Роснано» вложила в этот проект $20 млн и приобрела еврооблигации компании на $40 млн. Впервые OCSiAl стала «единорогом» в 2019 году, тогда фонд A&NN Александра Мамута выкупил у «Роснано» 0,5% ее акций за $5 млн, оценив всю компанию в $1 млрд. У «Роснано» на тот момент осталось 17,3% OCSiAl (более поздних данных нет), а у основателей проекта — 47% и голосующий контроль.

Судебное разбирательство бывших акционеров ЮКОСа и России длится с начала 2000-х годов. В 2014 году Международный третейский суд постановил, что Россия экспроприировала нефтяную компанию, и обязал страну выплатить бывшим акционерам более $50 млрд с процентами. В ноябре 2021 года Верховный суд Нидерландов отменил это решение. Бенефициар GML Леонид Невзлин говорил, что истцы будут «использовать все доступные юрисдикции для признания этого решения, чтобы арестовать и взыскать средства и имущество Российской Федерации за рубежом». Так, в 2020 году бывшие акционеры ЮКОСа добились ареста в Нидерландах 18 брендов российской водки, среди которых Stolichnaya и Moskovskaya.