Банк ВТБ изучает возможность расширения своей географии присутствия, однако это сложно сделать из-за большого количества санкций, под которые попал госбанк, заявил глава ВТБ Андрей Костин в интервью французскому изданию Les Echos. 

«В течение года мы не открыли ни одного нового офиса в других странах. Мы изучаем возможности. Банку, находящемуся под санкциями, трудно расширять географию присутствия, за исключением, пожалуй, Ирана», — посетовал он.

ВТБ еще в 2022 году попал под санкции США, Евросоюза, Великобритании, Швейцарии и других стран. Это вынудило банк продать или передать во внешнее управление свои подразделения в некоторых странах присутствия. До введения санкций группа ВТБ была представлена в Армении, Беларуси, Казахстане, Азербайджане. У нее были дочерние и ассоциированные банки в Германии, Великобритании, на Кипре, Грузии и Анголе, а также по одному филиалу банка ВТБ в Китае и Индии, филиал «ВТБ Капитал» в Сингапуре.

Андрей Костин отметил, что сейчас экспансия затруднена даже в Африке, где находится филиал ВТБ. «Наш филиал в Анголе пострадал от санкций, и, скорее всего, мы должны будем его продать», — заявил Андрей Костин. Планы по продаже этого банка у ВТБ появились уже несколько лет назад, в 2020 году сделка была одобрена, однако переносилась из-за пандемии коронавируса.

Банк ВТБ сейчас сконцентируется на работе в России и на странах, с которыми у нее большой объем внешней торговли — например, на работе в Китае. «Наш филиал в этой стране пока небольшой (с точки зрения показателей, несколько процентов от общего объема нашего оборота). Но он будет расти. Юань, догнав доллар и евро, станет для России валютой, в которой будут осуществляться расчеты, возможно даже в торговле с другими странами. Я больше ничего не хочу оплачивать в долларах», — отметил глава ВТБ. 

«До сих пор носит имя ВТБ»

Костин напомнил, что группа лишилась актива в Германии, хотя он «до сих пор носит имя ВТБ» и был «оставлен в хорошем состоянии».

В апреле 2022 года немецкий регулятор — Федеральное управление финансовым надзором Германии (BaFin) запретил ВТБ использовать право голоса в его европейской «дочке» VTB Bank (Europe). Таким образом, отмечал BaFin, ВТБ не имеет контроля над VTB Bank (Europe) и не может распоряжаться его финансовыми активами или экономическими ресурсами. С тех пор группа вела переговоры с европейскими властями и банками о том, чтобы обменяться активами: как кредитами, так и банками.

В сентябре Frank Media писали о том, что ВТБ ведет переговоры о том, чтобы обменять активы дочернего банка VTB Bank Europe на российские активы Raiffeisen Bank International (RBI).

«Мы сделали предложение Кристин Лагард, главе ЕЦБ, она непревзойденный специалист в финансовой сфере, я хорошо ее знаю, но у меня более нет контактов с ней. Наше предложение простое: обмен активов, — указал Костин в интервью. — Если у вас есть проблемы с вашими активами в России, передайте их нам в обмен на наши активы в Германии. Западные банки проявили к этому интерес. Но не западные правительства».