ЦБ считает, что банки должны возмещать средства, которые их клиенты потеряли из-за действий мошенников, заявила на уральском форуме «Кибербезопаность в финансах» председательница регулятора Эльвира Набиуллина. Такая норма, по ее словам, будет стимулировать кредитные организации к развитию антифрода (систем, позволяющих предотвратить мошеннические транзакции). «Возмещение ущерба (клиентов из-за действий мошенников. — FM) банками будет стимулировать их активно заниматься антифродом», — заявила Набиуллина.

«Банки у нас такие продвинутые, с моделями, системами антифрод-защиты, они должны это (возмещать клиентские средства. – FM) делать. Человек более беззащитен перед мошенниками, чем финансовая организация… Это вопрос не только знаний, когда человек подпадает под влияние мошенников, это еще и психологическая готовность: человек может быть уязвим в какие-то моменты своей жизни, не всегда знания спасают», — отметила председатель Банка России, напомнив о случаях, когда даже менеджеры финорганизаций попадались на уловки мошенников.

Поэтому, по ее словам, это вопрос не только знаний. «Системы защиты могут создать только финансовые институты, которые эти услуги предоставляют. Для меня, безусловно, нужно принимать этот закон: то есть, если переводятся деньги на счет мошенника (а у ЦБ есть база данных, по ней видно, что это счет мошенника), во-первых, этот счет мошенника нужно быстрее блокировать, а во-вторых, туда деньги человек не должен переводить хотя бы в течение двух дней», — сказала она.

Набиуллина также призвала подумать о решениях, которые нужно принимать в случаях, когда сотрудники банка просят клиента не переводить деньги мошеннику. «То есть если мы знаем, что это мошенник — он есть в базе данных — надо блокировать поступление на его счет средств, а не так, чтобы давать человеку два дня думать. Эту систему тоже надо продумать», — отметила топ-менеджер ЦБ.

Кроме того, она предложила обдумать вопрос о страховании киберрисков, а также сказала о том, что должны начать работать «самозапреты» — предложенный ЦБ новый механизм, по которому клиент может самостоятельно установить запрет на оформление на его имя кредитов и займов. Но в любом случае коренного перелома в борьбе с мошенниками ждать не стоит, заключила она.