Доля звонков клиентам банков от мошенников через мессенджеры за последний год увеличилась в пять раз, до 55%, а к концу 2023 года она вырастет до 80%, заявил зампред правления ВТБ Анатолий Печатников. Таким образом, в этом году мессенджеры станут основным каналом, через который будут действовать мошенники: 8 из 10 звонков злоумышленников будет приходиться на мессенджеры.

«Злоумышленники активно ищут новые каналы и мигрируют в популярные мессенджеры, пользуясь доступностью оформления аккаунтов, низкой стоимостью звонков через интернет и возможностями скачать в свой профиль логотип или название известной компании», — поясняет он. В начале 2022 года доля звонков в мессенджерах от мошенников составляла менее 10% от общего числа телефонных атак, в декабре достигла 47%, а в начале февраля превысила 55%.

На фоне роста активности мошенников в мессенджерах, падает число телефонных атак злоумышленников. Например, среди клиентов ВТБ количество таких звонков снизилось на 20% к предыдущему месяцу – до 450 тысяч, но уже в феврале снова стало расти – примерно на 20% ежедневно. Активность телефонных мошенников сдерживает действие закона, обеспечившего блокировку «серых» сим-карт, и ужесточение ответственности сотовых операторов за случаи подмены номера.

Для борьбы с мошенниками в мессенджерах ВТБ в первом полугодии 2023 года начнет тестировать определитель номера для входящих звонков в мессенджерах. Помимо борьбы с телефонным мошенничеством топ-менеджер ВТБ также призвал усилить меры воздействия на дропперов. По его словам, сейчас дропы могут безнаказанно и за вознаграждение давать доступ к картам и личным кабинетам пользователей. И для дополнительной защиты клиентов необходимо привлекать их к ответственности за противоправные действия, в том числе блокируя вывод средств дропперов.

В январе 2023 года ВТБ запустил цифровой банк в Telegram, который был создан на базе существующего чат-бота ВТБ в Telegram и дополнен пятифакторной защитой. При этом представители ВТБ уверяют, что проведение повседневных банковских операций будет технологически безопасным. «Telegram — это стартовая площадка сервиса, которая переводит клиента в интернет-банк «ВТБ Онлайн». Технология веб-виджетов, которая используется для этого, не отдает никаких данных в мессенджер. Клиент по сути получает через Telegram доступ к онлайн-банку, а все операции проводятся на стороне банка, а не в мессенджере. Непосредственно финансовых услуг там не оказывается. Финансовые транзакции и информация, которая является банковской тайной, через мессенджер не проходят», — рассказал руководитель департамента цифрового бизнеса ВТБ Никита Чугунов.