Национальный расчетный депозитарий (НРД, входит в группу «Московская биржа») не сможет разблокировать свои активы на счетах в международном депозитарии Clearstream, сообщила юрист Елена Рязанова в своем блоге. Такой же информацией со ссылкой на вебинар НРД поделился также инвестбанкир Евгений Коган.

«От НРД поступили печальные новости. Clearstream проинформировал НРД, что условием разблокировки активов в рамках лицензии является прекращение договорных отношений между НРД и Clearstream до 07.01.23. Это условие не реализуемо в силу того, что на счете НРД есть санкционные бумаги, перевод которых невозможен», — пояснила Елена Рязанова.

К тому же иностранный депозитарий выдвинул дополнительные условия. «В связи с чем произвести разблокировку активов до 7 января становится невозможно», — добавила она. 

«Если Clearstream не изменит позицию, то разблокировка активов частных инвесторов невозможна. В то же время шансы остаются — Люксембург может выдать ещё одно разрешение на вывод бумаг подсанкционных эмитентов», — заявил партнер адвокатского бюро NSP, санкционный юрист Сергей Гландин (цитата по «РБК Инвестиции»). 

По словам Елены Рязановой и Евгения Когана, до конца дня НРД официально разместит пресс-релиз на эту тему. Frank Media направили запросы в НРД и Мосбиржу.  

Минфин Люксембурга 21 декабря 2022 года дал разрешение на разблокировку активов, ценных бумаг и купонного дохода, которые зависли в Clearstream до санкций, которые были введены Евросоюзом в отношении НРД в начале июня. Лицензия разрешает «высвобождение определённых денежных средств и экономических ресурсов», которые принадлежат НРД. Это разрешение действует до 7 января 2023 года включительно.

После консультаций с самим иностранным депозитарием и юристами НРД опубликовал следующие детали возможной разблокировки активов. В частности, стало понятно, что заявителем на подачу заявления о разблокировке активов будет сам Clearstream. НРД должен передать ему всю информацию об инвесторах, средства которых зависли в иностранном депозитарий и должны быть разморожены. Информацию в Clearstream поступает только от НРД, сам же центральный депозитарий будет получать ее от ниже стоящих профучастников. 

К тому же, ценные бумаги, которые не будут переведены в рамках лицензии, будут продолжать учитываться в Clearstream. Ограничения депозитарного обслуживания будут обсуждаться дополнительно. Предварительно договорились, что Clearstream не будет препятствовать проведению обязательных корпоративных действий.

Наконец, требования по разблокировке ценных бумаг и выплат по ним различаются. Если ценные бумаги, которые должны быть разблокированы, учитывают только в Clearstream, то планируется, что все они будут высвобождены. Если же ценные бумаги имеют два места хранения, то НРД должен определить количество ценных бумаг, подлежащих освобождению, на пропорциональной основе. При этом эмитент этой ценной бумаги не должен находиться под санкциями, как и депозитарий-депонент НРД и все депозитарии, через которые осуществляется учет прав конечного собственника. К тому же сам конечный собственник не должен быть подсанкционным лицом. Для разморозил выплат по ценным бумагам условия проще: под санкциями не должен находиться лишь конечный владелец актива, и процесс должен все равно начаться, вне зависимости от того, находится ли депозитарий в цепочке учета под санкциями. Под санкциями понимаются как европейские ограничения, так и американские. 

Ранее ЦБ предупреждал, что лицензии от европейских регуляторов не гарантируют успешную разблокировку активов НРД, поскольку включают размытые формулировки и предполагают сжатые сроки и сложность процедур.