Индексы потребительских настроений, выведенные путем анализа новостных постов и комментариев в российской социальной сети «ВКонтакте», могут помочь в определении более точного прогноза по инфляции, индексу промышленного производства и обменных курсов рубля к доллару США и евро на горизонте в один месяц, чем оценки с помощью модели на основе предыдущих значений этих показателей, говорится в статье Елены Шуляк из «Высшей школы экономики» (НИУ ВШЭ), опубликованной в научном журнале Банка России.

В будущем индексы, построенные на данных из соцсетей, могут использоваться в дополнение к традиционным индексам, основанным на опросах. «Данные социальных сетей легко собирать на постоянной основе, такие индексы можно рассчитывать даже ежедневно», — говорится в исследовании. «Динамика новых индексов похожа на динамику традиционных, поэтому их также можно использовать для анализа настроений бизнеса и потребителей», — отмечается в статье.

В частности, исследовательница попыталась построить индексы на новостных постах и комментариях к ним в «ВКонтакте». Сначала тексты предварительно обрабатываются для дифференциации постов экономической тематики и постов на прочие темы. Затем на основе собранных данных конструируется ряд индексов экономических настроений. Преимущество подобных индексов — вычисление индекса потребительских настроений путем анализа постов в социальных сетях позволяет охватить большую часть населения за счет больших территорий, чем привычный опрос.

Для выведения прогнозов по инфляции необходимо учитывать индекс настроения комментариев, индекс настроений постов, индекс кризисных слов, а также корреляцию между индексами, отмечает Елена Шуляк.