В заключении на проект федерального бюджета на 2023-2025 годы РАНХиГС и Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара предложили рассмотреть возможность создания резервного фонда пенсионной системы, а кроме того четко регламентировать расчет стоимости пенсионных баллов и объема федеральных трансфертов во внебюджетные фонды и сократить число льгот по страховым взносам. О предложениях со ссылкой на документ пишет РБК.

В частности, как отмечают авторы заключения, проект трехлетнего бюджета Социального фонда не содержит оценку влияния частичной мобилизации на доходы и расходы. Однако этот фактор окажет влияние на пенсионную систему, в частности, может привести уже в этом году к снижению доходов Пенсионного фонда России (ПФР). А это, в свою очередь,  уменьшит остатки средств бюджета ПФР на конец года. Кроме того, придется нарастить межбюджетный трансферт на возмещение расходов Пенсионного фонда России по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, то есть времени нахождения на военной службе мобилизованных граждан. Военные действия также могут привести к росту расходов на выплату пенсий по инвалидности, считают авторы заключения.

Таким образом, они полагают, что в нынешних условиях следовало бы произвести ряд изменений, чтобы повысить прозрачность пенсионной системы и защитить ее от воздействия неблагоприятных внешних факторов.

В частности, по их мнению, надо:

  • Утвердить методики расчета бюджетного трансферта и определения стоимости одного пенсионного коэффициента.

Такие методики должны основываться на предпосылках о страховом характере системы обязательного пенсионного страхования (ОПС), при которой доходы от страховых взносов полностью должны покрывать расходы на выплаты страховых пенсий (без учета различных досрочных видов пенсий, федеральных доплат к страховым пенсиям, повышенных размеров фиксированной выплаты для лиц, достигших 80 лет, и т.д.). Таким образом, любые трансферты, направленные на покрытие этого базового дефицита, должны иметь четкую цель, связанную с установлением ставки страховых взносов ниже балансирующей, финансированием дополнительных выплат, валоризацию (переоценка пенсионных прав) или возмещение нестраховых периодов, говорится в заключении.

С 2015 года расчет стоимости пенсионного коэффициента – во многом довольно «договорная» система. А от него сильно  зависит трансферт из федерального бюджета на выплату пенсий, отмечает старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынков труда и пенсионных систем ИНСАП РАНХиГС Виктор Ляшок.По его словам, хотя правительство должно было выпустить методику расчета пенсионного коэффициента и трансферта, оно не сделало этого. А этот шаг мог бы обеспечить понятность определения основных параметров пенсионной системы для всех заинтересованных сторон.

  • Создать резервный фонд пенсионной системы.

В условиях роста экономической неопределенности и инфляционной волатильности можно рассмотреть формирование резервного фонда пенсионной системы, предназначенного для сглаживания последствий влияния макроэкономических колебаний на доходы Социального фонда и, следовательно, на размер пенсий и потребности в бюджетных трансфертах, отмечают РАНХиГС и Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара

Виктор Ляшок говорит, что идея такого фонда заключается в том, что он должен быть целевым и расходоваться именно на выплату пенсий в случае форс-мажоров, кризисов, резкого снижения поступления страховых взносов. Фонд национального благосостояния (ФНБ), который сейчас является основным инструментом накопления «на черный день» слишком сложно «распечатывать», а если это делается, то средства могут идти на различные проекты. По мнению авторов заключения, в неблагоприятных экономических условиях следовало бы зарезервировать в отдельном фонде часть средств конкретно на пенсии, чтобы обеспечить стопроцентное выполнение обязательств государства.

  • Пересмотреть получателей льгот по страховым взносам.

В заключении говорится, что активное расширение перечня работодателей-льготников (пониженные тарифы страховых взносов доступны малому и среднему бизнесу (МСБ), ИТ-компаниям, резидентам территорий опережающего развития и прочее) снижает устойчивость пенсионной системы, а также ухудшает возможности прогнозирования денежных потоков в пенсионный бюджет, превращает систему ОПС в инструмент экономической политики, которым она формально не является. Поэтому, по мнению авторов, представляется необходимым как минимум оценить эффективность льготного налогообложения с последующим уточнением перечня таких категорий и ограничить возможности для добавления новых категорий плательщиков, которые получают право на применение пониженных тарифов страховых взносов.