Российские компании избавляются от иностранных корней. «Интерфакс» проанализировал число компаний с зарубежными совладельцами-юрлицами и пришел к выводу, что с 2015 года их количество снизилось на 74% — с 103,6 тысяч до 26,7 тысяч. Причем эта тенденция затронула инвесторов из всех основных групп стран.

  • Например, число владельцев русского бизнеса из Панамы, Кипра и Виргинских островов уменьшилось на 73% — с 22 тысяч компаний до 6 тысяч.
  • Россию за последние годы покинули свыше 70% компаний-совладельцев из стран Западной Европы, США, Канады, Австралии, Японии. В частности, число компаний с корнями в Германии упало с 2015 года на 68% — с 5674 до 1825.
  • Отдельную группу составляют компании с совладельцами из стран СНГ. Их доля в общем числе компаний составляет лишь 5%, при этом с 2015 года снижение по этой категории составило в среднем 85%. После нескольких лет затишья процесс выхода компаний СНГ заметно ускорился в 2021-2022 годах, когда их число упало более чем вдвое. Около 30% «ушедших» компаний пришлось на Украину, 23% — на Белоруссию, 18% — на Казахстан. Однако здесь (за исключением Киргизии и Армении) характерна тенденция перерегистрации совладельца – юридического лица на физическое, которое впоследствии получает российское гражданство.
  • Снижение участия компаний из Китая с 2015 года составило 79% (с 3401 до 693), Индии – 87% (со 339 до 43), Турции – 81% (с 1720 до 319).

Как отмечает агентство, в большом российском бизнесе отказ от иностранных «родственных» связей начался примерно 10 лет назад и приобрел устойчивый характер. Первый тренд по уходу иностранцев начался в 2014 году и достиг пика в 2016-2017 годах, он был связан с процессом «деофшоризации»: российские холдинги начали проводить «перегруппировку» активов и возвращать их на родину. К этому корпорации подталкивало ужесточение российского анти-офшорного законодательства, в частности, необходимость отчитываться о контролируемых иностранных компаниях, ограничения на работу в ряде отраслей внутри России. К тому же, «отечественные» поставщики получали льготы и преимущества, поэтому работать на отечественном рынке под видом иностранных лиц стало неудобно.

Второй тренд – это уход из «России» настоящих иностранных компаний. Он тоже начался в 2014 году и был связан с первыми мощными санкциями со стороны Запада и изменением законодательства.

Однако, по-настоящему массовым исход иностранцев стал после февраля 2022 года. По данным Школы менеджмента Йельского университета, которая ведет мониторинг деятельности иностранного бизнеса в России после 24 февраля, полностью ушли из страны по состоянию на конец сентября 317 глобальных компаний. Часть компаний захотели тем самым снизить репутационные риски, часть — потеряли возможность работать на российском рынке из-за санкций. Чаще всего зарубежные собственники продают сейчас бизнес местному менеджменту или новым сторонним инвестором, но с большим дисконтом.

«В то же время, если судить исключительно по цифрам из СПАРКа, пока темп сокращения количества компаний с иностранными совладельцами увеличился лишь незначительно – до 22% с 21% в 2021 году», — отмечает агентство. Но «Интерфакс» обращает внимание, что процесс выхода из российского бизнеса – не быстрый и занимает минимум несколько месяцев. Поэтому в полной мере оценить последствия исхода инвесторов из России можно будет только в будущем году.