Нетто-покупки гражданами иностранной валюты на валютном рынке снизился в августе в 3,5 раза по сравнению с июлем, следует из цифр представленных в информационно-аналитическом комментарии ЦБ «Денежно-кредитные условия и трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики». «Согласно данным о торгах на валютном рынке, в августе наблюдалось снижение спроса на иностранную валюту со стороны граждан. Если в июле объем их нетто-покупок составил 237 млрд рублей, то в августе он снизился до 68 млрд рублей», — говорится в документе.

Как отмечают аналитики Банка России, в этих условиях регулятор продолжил ослабление мер валютного контроля, в том числе допустил к торгам на Мосбиржу нерезидентов из «дружественных» стран, а также нерезидентов, конечными бенефициарами которых являются российские физические и юридические лица.

«К концу августа месячная реализованная волатильность курса снизилась почти в два раза по сравнению с предыдущим месяцем и составила 24,2% (43,2% в июле), оставаясь при этом на повышенном уровне. Это значение сопоставимо с уровнем волатильности в марте – июне 2015 года в период усиления санкционного давления, снижения цен на сырьевые товары и перехода к плавающему курсу», — говорится в комментарии. Тем не мене, как полагают аналитики регулятора, «вероятность повышенной волатильности курса рубля сохраняется из-за более сильного влияния конъюнктуры мировых сырьевых рынков в результате приостановки действия бюджетного правила».

ЦБ в документе напоминает, что в итоге, рубль укрепился на 2,3%, достигнув уровня в 60,23 рублей за доллар США. Нахождение российской национальной валюты на таких уровнях обусловлено существенным профицитом торгового баланса при значительном уменьшении импорта на фоне санкционных ограничений и высоких ценах на товары российского экспорта, прежде всего на нефть и газ (оценка на январь – июль 2022 года: $166,6 млрд; факт на январь – июль 2021 года: $50,2 млрд)».

Кроме того, Банк России отмечает, что значимо сокращалась доля торгов пар «доллар-рубль» и «евро-рубль» «в результате естественного процесса девалютизации», вызванного высокими рисками при использовании доллара и евро в качестве средства платежа или сбережения. А вот доля торгов юанем продолжила увеличиваться «на фоне переориентации торговых потоков в Азию (26% на конец августа; 6% на конец апреля)».