Сервис аренды электросамокатов (кикшеринг) Whoosh планирует провести публичное размещение акций на Московской бирже, сообщает Forbes со ссылкой на источники среди инвестбанкиров, частных инвесторов и контрагентов. Организатором IPO выступает Сбербанк. Размещение может состояться в четвёртом квартале 2022 года или в 2023 году. Компания планирует привлечь около 6 млрд рублей. 

По словам двух собеседников издания, планы Whoosh на IPO в конце 2022 года связаны с тем, что это «лучшее время», исходя из сезонности бизнеса по сдаче электросамокатов в аренду. Другой источник называет крайним сроком листинга конец 2023 года. 

Публичным размещением сервиса кикшеринга самокатов занимается Сбербанк, говорит еще один источник. Ранее зампред правления госбанка Анатолий Попов заявлял, что Сбер до конца текущего года ждет несколько IPO в России, организатором некоторых из них является сам банк.

Сама Whoosh не подтвердила и не опровергла свой потенциальный шаг выхода на биржу, добавив, что «рассматривает различные стратегические варианты развития, включая возможности на рынках капитала, однако о каких-либо конкретных планах говорить преждевременно». Инвесткомпания Ultimate Capital, которая имеет долю в кикшеринге, ответила схожим образом: «Компания динамично развивается и постоянно рассматривает различные источники привлечения капитала». 

Источник Forbes из числа инвестбанкиров сообщил о планах Whoosh привлечь через IPO $100 млн (около 6 млрд рублей). Сама себя компания, по его словам, оценивает в $400 млн (около 24 млрд рублей). 

В июне 2022 года Whoosh впервые провела размещение облигаций на Мосбирже, собрав больше, чем планировала: 3,5 млрд рублей против 3 млрд. Средства хотели направить на оптимизацию долговой нагрузки компании.

Сейчас владельцами компании являются: «ВТБ Капитал Инвестиции» — 13,7%, ее основатели —  73,36% (доли находились в залоге у «Открытия») и инвесткомпания Ultimate Capital — 12,95%.

Платформу Whoosh в 2019 году основали и запустили  бывшие топ-менеджеры S7 Дмитрий Чуйко, Егор Баяндин, Олег Журавлев и Сергей Лаврентьев. Недавно в начале 2022 года Whoosh продал свой европейский бизнес по причине того, что «ведение дел там осложнено». Покупателем стал гендиректор эстонского сервиса кикшеринга Prime Лаури Труве. 

Управляющий партнер фонда LETA Capital Александр Чачава отмечает, что после размещения облигаций у Whoosh должно быть достаточно ресурсов для финансирования роста бизнеса. Поэтому, скорее всего, желание выйти на биржу связано не с недостатком денег, а с тем, что сами инвесторы хотят выйти из капитала. «В текущей ситуации у многих акционеров Whoosh изменились инвестиционные стратегии. Публичный статус может быть хорошим ответом на это изменение: кто верит в дальнейший рост стартапа, остается акционером, кто по каким-то причинам хочет получить ликвидность, через IPO получит ее», — считает он. 

Выручка Whoosh за 2021 год составила 4,1 млрд рублей, а в первом полугодии 2022 года выросла на 63% год к году — до 3,2 млрд рублей.