• Россия вошла в топ-3 стран по проникновению финансовых услуг, согласно отчету EY
  • Россияне осторожны: только 18% готовы делиться данными со сторонними компаниями
  • Большинство финтех-проектов не конкурируют с банками, а дополняют их услуги
Фото: pxhere

Консалтинговая компания Ernst & Young выпустила «Индекс проникновения услуг финтех 2019». Аналитики пришли к выводу, что несмотря на бурное развитие финтех-стартапов, в России в отличие от других стран они не являются конкурентами для банков.

Детали. Россия вошла в тройку лидеров по проникновению финтех-услуг (учитывая банковские и небанковские сервисы) – ими пользуются 82% граждан. По этому показателю Россию обогнали только Индия и Китай, где проникновение финтех-услуг составило 87%.

Также Россия лидирует по спросу на услуги по переводам и платежам – о них знают 100% опрошенных россиян (в среднем по миру – 96%). 90% респондентов пользовались сервисами денежных переводов или платежей хотя бы раз.

При этом россияне оказались очень консервативными потребителями финтех-услуг. 33% пользователей в мире готовы обратиться за новым финансовым продуктом не к своему основному банку, а к новой организации. В России же обратиться к сторонним компаниям готовы только 8% опрошенных.

Также в России меньше граждан могут обратиться за услугой к нефинансовой компании – к этому готовы 63% респондентов, а в среднем по миру – 68%. Россиян очень беспокоит сохранность банковских данных: всего 18% опрошенных пользователей финтех-услуг (против 46% в мире) готовы поделиться своими данными со сторонними организациями.  

Особенности российского рынка. Российский рынок отличается от многих других стран проблемами с венчурным финансированием, пишут аналитики EY. В России в роли основных инвесторов в финтех выступают крупные банки. «Именно поэтому для российского рынка характерно отсутствие конкуренции между финтех-стартапами и классическими финансовыми игроками — большинство появляющихся на рынке финтех-проектов призваны дополнять услуги банков, а не конкурировать с ними. Согласно мнению большинства опрошенных в рамках этого исследования экспертов, три четверти отечественных финтех-компаний ориентированы именно на совместные проекты с банками», — говорится в исследовании.

У российских банков существуют большие технологические возможности, и игроки проявляют активность во внедрении новых цифровых технологий и инновационных продуктов. Банки развивают и продвигают цифровые каналы продаж, онлайн-сервисы для клиентов, прогрессивные системы идентификации, облачные технологии, анализ больших данных и технологии искусственного интеллекта.

За счет этого уровень проникновения финтех-услуг вырос за два года почти вдвое: в 2017 году он составлял 43%, в 2019 – 82%. В мире (среднее значение) уровень проникновения составил 64% (в 2017 было 33%).

Где потенциал. Несмотря на то, что россияне активно пользуются финтех-услугами, на рынке есть услуги, уровень проникновения которых близок к нулю, пишут авторы исследования. Например, это сервисы, связанные с инвестированием в ценные бумаги.

Кроме того, высокая степень использования некоторых услуг не обязательно означает, что рынки в целом насыщены. Так, потенциал роста EY видит в услугах, связанных с бюджетированием и финансовым планированием – на данный момент о таких услугах знают 86% респондентов.

Мнение эксперта. Многие банки, чтобы оставаться конкурентоспособными, создают сильные IT-подразделения, говорит проектный лидер Frank RG Анастасия Чувило. В противном случае они могут не оправдать постоянно растущие ожидания клиента.

Но и у небольших банков, которые не имеют ресурсов для развития IT внутри, есть выход – они могут предложить финтех-стартапам партнерство. Один из таких кейсов в России – TalkBank, который работает на лицензиях нескольких банков, рассказывает Чувило.

Зачем вам об этом знать. Исследование EY еще раз подтверждает, что российский рынок финтех-услуг – один из самых развитых и быстрорастущих. При этом у банков еще остались перспективные области, в которых они могут заработать, предложив клиентам новый продукт – разработанный самостоятельно или с участием технологических компаний-партнеров.