Крупнейшие игроки на рынке инкассации, в числе которых Сбербанк, «Росинкас» (входит в структуру Банка России) и «Инкахран» (входит в группу МКБ), планируют начать повышать тарифы на свои услуги, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на рынке. Тарифы могут вырасти на 30%, по крайней мере, именно о таком росте инкассаторы предупредили своих партнеров из некоторых федеральных торговых сетей. Другой источник издания отметил, что речь идет о подорожании «до уровня самоокупаемости».

Инкассация и до начала этого кризиса в России не всегда была прибыльна, сейчас же в инкассации «все несут убытки» из-за низких тарифов на уровне 300 рублей за заезд. Как говорит источник издания, «убытки всем надоели» и игроки, причем независимо друг от друга, начали говорить о повышении цен.

По данным BusinesStat, в 2019 году объем перевозимой наличности превысил 30,6 трлн рублей. На фоне пандемии агентство прогнозировало падение оборота инкассируемых денежных средств на 8,5% и достижения 24,9 трлн рублей в 2024 году. 

Выручка «Росинкаса» снизилась с 17,8 млрд в 2019 году до 14,4 млрд рублей в 2021 году, а чистая прибыль в 260 млн рублей сменилась убытком в 250 млн рублей. В «Росинкасе» уточнили, что еще с прошлого года ведут работу по повышению эффективности текущих процессов, в том числе и путем «пересмотра тарифных решений». «Это системный процесс, так как рентабельность услуг зависит в том числе и от параметров бизнеса клиентов, тариф для которых был сформирован исходя из объемов заявок, сумм инкассированных средств и так далее»,— пояснили в компании.

У «Инкахрана» в 2019–2020 годах убыток превышал 300 млн рублей и в 2021 году сменился прибылью в 55 млн рублей. По словам источника издания в этой компании, в «Инкахране» сохранялись «довольно низкие тарифы», потому что большинство клиентов были подразделениями банков и сама услуга воспринималась скорее как дополнительная опция, а не бизнес.

С конца февраля, после начала изоляции российской финансовой системы от мировой, положение инкассаторов ухудшилось. По словам председателя правления Национального платежного совета Алмы Обаевой, «валюту они сейчас почти не возят, по документам тоже объем снижается, потому что бизнес активно переходит на электронный документооборот, остаются рубли, на которые несколько месяцев был ажиотажный спрос, но сейчас и он спал». При этом инкассация всегда была низкомаржинальной — еще недавно она оплачивалась дешевле эквайринга (0,8% против 1,5–2%), поэтому, например, многие автодилеры не принимали оплату картами.