Ключевые выводы

  • Подписка Ozon Premium получила статус «мультисервисной» за счет добавления онлайн-кинотеатра KION;
  • Сбер и VK продали сервис такси Ситимобил компании «People&People» (управляет петербургскими платформами «Грузовичкоф» и «Таксовичкоф») и убрали его из состава своих подписок. В их планы также входит продажа сервиса доставки еды и продуктов Delivery Club, который вероятно выйдет из наполнения подписок;
  • СберПрайм и СберПрайм+ улучшили условия по мобильной связи: в тарифе «Переходи на Сбер» предлагается 500 минут и 5 ГБ интернета, либо 40% скидка на другие тарифы;
  • Подписка Огонь теперь полностью включает в себя все сервисы VK Combo, при этом стоимость подписки снизилась;
  • Tinkoff Pro лишилась музыкального стримингового сервиса Spotify (выступавшего в качестве дополнительной опции), а также ряда провайдеров в разделе Тинькофф Путешествия (Booking.com, RentalCars.com, EconomyBookings.com, Tvil.ru). Новым провайдером в разделе путешествий выступает сервис Ostrovok.ru, по которому предусмотрены льготные условия при наличии подписки Tinkoff Pro;
  • В МТС Premium были внедрены сервисы каршеринга и аренды электросамокатов, а также в наполнение подписки были включены скидочные промокоды на услуги в МЕДСИ.

Изменения в программах лояльности

Изменения также наблюдались в программах лояльности, которые провайдеры активно пересматривали в отношении категорий и механик начисления бонусов:

  • Ozon сместил фокус с продвижения подписки на продвижение карты Ozon Card, премиальные баллы могут быть начислены на любой аккаунт в зависимости от продавца, а потрачены с использованием Ozon Card при оплате (вместо условия активной подписки). Также при оплате заказа с помощью Ozon Card в цене учитывается отсутствие комиссии interchange, что позволяет снизить стоимость товара для потребителя;
  • Яндекс теперь начисляет дополнительные бонусы Яндекс.Плюс за оплату товаров или услуг с помощью Yandex Pay – сервиса для онлайн-платежей;
  • В подписке СберПрайм+ изменилась программа лояльности по СберКарте: за проезд в общественном транспорте – 10% кешбэк (начисляется и в СберПрайм); на АЗС – 6%; на такси, кафе и рестораны – 5%; на СберМаркет – 3%;
  • Бонусную программу по карте MTS Cashback с активной подпиской МТС Premium дополнил 5% кешбэк баллами Лукойл на заправках и 5% кешбэк на доставку еды, но был убран повышенный кешбэк на билеты на мероприятия в МТС Live (переведен в разряд обычных условий по карте, не обусловленных наличием подписки).

Рассрочка

Рассрочка на маркетплейсах стала стандартом рынка, все крупные игроки внедрили эту опцию для своих клиентов. Есть три подхода к реализации рассрочки: собственный сервис (Сбер), BaaS (Яндекс, Wildberries) и комбинированный (Ozon).

По мнению Frank RG, все игроки стремятся реализовать возможность предоставления рассрочки и других банковских сервисов за счет собственных кредитных организаций – Яндекс и Wildberries развивают собственные банки, а Ozon уже начал замещать сторонних сервис-провайдеров.

Сервисы городской мобильности

На рынке подписок наблюдается тренд на добавление сервисов городской мобильности, равно как и расширение перечня услуг в этом направлении. Сейчас подписки активно пополняются арендой электросамокатов, повербанков, продолжают предлагать скидки на оплату каршеринговых сервисов и такси, бонусы за оплату общественного транспорта.

Результаты исследования

Итогом исследования стали результаты опроса и рейтинги: наполнения и выгоды. Опрос демонстрирует востребованность сервисов и категорий в составе подписок, а также рейтинги различных подписок, из которых видно, что «банки-финтехи» теснят «IT-финтехи» на этом направлении. Рейтинг наполнения сформирован исходя из востребованности сервисов среди потребителей. Рейтинг выгоды составлен на основе тарифных условий сервисов подписок, включает их продуктовое наполнение, годовую стоимость, и рассчитывался по четырем профилям для Москвы и регионов с учетом отношения потребителей к диджитал-услугам. Рейтинг публичен, с ним можно ознакомиться здесь.

Востребованность сервисов

Данные результаты онлайн-опроса респондентов используются в качестве коэффициентов важности сервисов при подсчете рейтинга по наполнению, который рассчитывается на основе продуктового наполнения сервисами, входящими в подписку, взвешенных по уровню востребованности сервиса по данным клиентского опроса.

Рейтинг наполнения

  • По результатам рейтинга наполнения сервисов подписок, наибольшую оценку вновь получила подписка СберПрайм+. Данная подписка предлагает самое широкое наполнение, включая lifestyle-сервисы в виде стриминговых платформ и скидок на сервисы городской мобильности и финансовые сервисы в виде бесплатного обслуживания и повышенного начисления бонусов по СберКарте;
  • Второе место с минимальным отставанием заняла подписка Огонь от провайдера «Сеть Партнерств». После поглощения VK Combo данная подписка сильно упрочила свои позиции в рейтинге наполнения;
  • Яндекс Плюс занимает третье место в рейтинге по наполнению, являясь при этом лучшей подпиской, не предлагающей банковские сервисы (льготы по кредитным продуктам и др.) в рамках предложения по подписке.

Рейтинг выгоды

Рейтинг выгоды составлен на основе тарифных условий сервисов подписок, включает их продуктовое наполнение, годовую стоимость. Использование включенного наполнения для расчета рейтинга оценивается на основе профилей трат клиентов, составленных по результатам клиентского опроса.

  • Лидером рейтинга выгоды по всем анализируемым профилям является подписка Огонь провайдера «Сеть Партнёрств». Лидирующие позиции подписке обеспечило богатое наполнение сервисами, предлагающими потребителю выгодные условия по широкому перечню как финансовых, так и lifestyle-категорий;
  • СберПрайм+ также показал высокие результаты, заняв вторую строчку рейтинга по 3 профилям из 4 – сильные позиции во всех сегментах подписке обеспечило наличие сервисов как финансовой, так и lifestyle направленности;
  • VK Combo оказался привлекательным для диджитальной аудитории – lifestyle-сервисы и доставка при отсутствии финансовых сервисов;
  • Tinkoff Pro привлекателен для аудитории, не склонной к потреблению lifestyle-сервисов, за счет наличия финансовых сервисов (ставки по депозитам, повышенные начисления по программе лояльности и пр.);
  • Яндекс Плюс вошел в топ-5 среди диджитал клиентов, поскольку предлагаемые сервисы более актуальны для «удаленного» потребления.