Банки жалуются на рост затрат из-за введения ЦБ нового сервиса «Знай своего клиента» (ЗСК) или «светофора», пишет газета «Ведомости» со ссылкой на опрос Ассоциации банков России (АБР) кредитных организаций. Банки не уверены в 100%-ной правильности распределения системой их клиентов по степени риска. К тому же увеличилось время работы с клиентами из-за дополнительных проверок, а также добавилась волокита с документами. Наконец, для автоматизации сервиса и для его встраивания в ПО банков потребуются значительные ресурсы, которых у некоторых финорганизаций просто нет.

Платформа «Знай своего клиента» заработала с 1 июля 2022 года. Благодаря этой платформе финансовые организации могут более тщательно оценить вероятность причастности клиента к сомнительным операциям. Сервис ЦБ располагает сведениями о 7 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП).

Платформа делит клиентов на три категории (по цветам светофора). Клиенты из «красной» группы – это высокорисковые клиенты, они, по сути лишаются стандартных банковских услуг: банки смогут отказывать им в проведении операций, расторгать договоры обслуживания или отказываться заключать их. «Желтая» группа риска для компаний, которые ведут реальную экономическую деятельность, но параллельно с этим допускают сомнительные операции. И, наконец, низкорисковые компании («зеленая» группа) могут столкнуться с ограничениями от банков, только если проводят расчеты с сомнительными контрагентами. К «зеленой» группе, по оценке регулятора, принадлежит около 99% компаний, к «желтой» – 0,3%, к «красной» – 0,7%.

Несмотря на то, что банки активно пользуются информацией от сервиса ЦБ в качестве дополнительного источника для оценки новых клиентов для того, чтобы более точно отнести клиента в нужную категорию, возникают и некоторые трудности. С использованием сервиса ЗСК существенная доля ресурсов все еще уходит на работу с «красными» клиентами: на их обслуживание уходит дольше времени, так как необходима более тщательная проверка, а также больше ресурсов на их «оправдание»: например, на прием распоряжений на бумажном носителе, их обработку, сверку подписей и полномочий подписантов, жалуются банки.

К тому же выросло и количество отчетов для регулятора, отмечают банкиры: ежедневное получение файла «реестр рисков», ежедневный отчет по «реестру клиентов» и «реестру мер», ежедневная проверка клиентов по уровням риска.

Наконец, концепция «светофора» предполагает присвоение риска клиенту с учетом уже фактически проведенных операций, что не соответствует логике превентивного контроля рисков, подчеркивается в документе. Окончательный вывод о квалификации операций клиентов формируется только после проведения дополнительного анализа с учетом применяемого в банке риск-ориентированного подхода. Платформа не дает 100%-ную гарантию, так как всегда основывается на большом объеме данных, и не обладает той информацией, которую знает банк, который уже обслуживает этого клиента.

Банки утверждают, что им необходимо время для внедрения механизма ЦБ в собственные системы и для завершения доработки по автоматическому отключению «красного» клиента от операций. На что также потребуются дополнительные средства, которых у некоторых кредиторов просто нет. К тому же банки не получили полную методологическую поддержку и письменные ответы Банка России на ряд заданных вопросов.