Российские эмитенты ищут способы для осуществления выплат держателям еврооблигаций, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на юристов и консалтинговые компании. Эмитенты поделились на три лагеря: одни пытаются получить согласие у инвесторов на выплаты в рублях, другие стараются выкупить бонды у иностранных держателей, а третьи просто ждут, пока появится массовый работающий для всех механизм.

Многие российские компании рассматривают вопрос о реструктуризации бумаг через процедуру consent solicitation — согласование изменения условий с держателями, отмечают в юридической компании Denuo. Российское законодательство предусматривает возможность выплат держателям евробондов в рублях через Национальный расчетный депозитарий (НРД), не затрагивая Euroclear и другие международные системы, а также упрощенный выпуск «замещающих» облигаций. Однако документация о еврооблигациях устанавливает единственный вариант выплат — через центрального платежного агента и клиринговые системы. Другой порядок выплат без согласования с держателями бумаг может нести риски для эмитентов и гарантов, связанные с «акселерацией всей суммы выпуска или двойным взысканием денежных средств», отмечают в компании.

Некоторые компании планируют обратиться к держателям ценных бумаг с предложением согласовать изменение механизма выплат дивидендов, разрешив, в частности, выплаты с использованием других валют (чащу всего речь идет о рублях) для отдельных категорий инвесторов, отмечают в K&P.Law. Часть эмитентов уже получила согласие держателей ряда евробондов (более 75%) на изменение условий выпусков, предусматривающих в том числе выплаты в альтернативных валютах — рублях (через российские депозитарии), иенах, франках, фунтах, а также продления в ряде случаев таких выплат. Среди таких эмитентов — «Совкомфлот», «Полюс», «Северсталь» (досрочно погасила часть выпуска в рублях), «Русал».

При этом нужно понимать, что распространенным условием эмиссии еврооблигаций выступает обязанность эмитента осуществить выплату в полном объеме в соответствии с условиями выпуска, отмечает руководитель санкционной практики АБ «А-Про» Екатерина Макеева. То есть, даже если с частью облигационеров будет согласован иной порядок, все равно произойдет дефолт в связи с нарушением обязательств эмитента, в том числе если выплата будет осуществлена полностью, но в разном порядке. В этом году для российских эмитентов еврооблигаций подобные риски пока не реализовались, однако, если эмитенту или гаранту все же будет предъявлено требование о погашение всей суммы выпуска еврооблигаций, это может грозить арестом иностранных активов.

ЕС ввел блокирующие санкции в отношении НРД 3 июня 2022 года. После к ним присоединилась Швейцария. Попадание под блокирующие санкции ЕС означает полную заморозку активов компании на территории стран Евросоюза, а также запрет для резидентов физлиц и юрлиц этих государств осуществлять сделки и операции с российским депозитарием.