Во втором квартале 2022 года мошенники совершили на 10,8% хищений денежных средств меньше, чем за такой же период прошлого года, следует из «Обзора отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств» ЦБ.

Всего операций без согласия клиентов за второй квартал было совершено 211 тысяч, когда за такой же период 2021 года — 236 тысяч.

Общий размер ущерба за второй квартал сократился на 5,5% — до 2,8 млрд рублей. При том, что в прошлом году он составлял 3 млрд рублей. Впрочем, пропорционально снизилась и доля возвращенных клиентам средств — на 5%. В основном за счет того, что клиентам стали реже компенсировать операции по оплате товаров в интернете (см. график).

Однако эта доля может вырасти - ЦБ намерен обязать банки в течение 30 дней возвращать переведенные мошенникам средства их владельцам. А в случае если деньги были переведены за рубеж, то возращать их в течение 2 месяцев.

Также регулятор предложил огранить доступ к онлайн-банкингу и картам владельцам, чьи счета будут являться «сомнительными». Эта мера, по мнению ЦБ, поможет повысить вероятность возврата средств их владельцу, если дроппер, чьи карты используются для незаконного вывода средств, не сможет их перевести.

Доля социальной инженерии сокращается, свидетельствуют данные ЦБ. Мошенники практически потеряли интерес к юрлицам, в их поле зрения чаще попадают граждане.

Однако с 1 октября 2022 года они смогут самостоятельно устанавливать в банке, в котором они обслуживаются, запрет на онлайн-операции либо ограничивать их параметры, например, максимальную сумму для одной транзакции или лимит на определенный период времени, сообщал ЦБ.

Из статистики ЦБ следует, что теперь мошенники чаще звонят клиентам банков с мобильных телефонных номеров. В апреле–июне Банк России инициировал блокировку 117,6 тысяч телефонных номеров мошенников, что по сравнению с аналогичным показателем прошлого года выше почти в десять раз. Количество мошеннических сайтов, в отношении которых была инициирована блокировка, возросло более чем на треть.