Любые попытки причислить российские алмазы к статусу «конфликтных» со стороны стран-участниц Киберлийского процесса (КП) являются «необоснованными» и «спекулятивными», заявила пресс-служба Минфина. Ведомство подчеркнуло, что страны, ставящие под сомнение соответствие алмазов требованиям, не очень хорошо информированы: часть дивидендов от их добычи идет на развитие Якутии, а другая часть — на выплаты институциальным инвесторам, в основном из США и ЕС.

«Говоря о дивидендах отметим, что выплаты налогов и дивидендов от добычи алмазов в России являются основой развития сообщества в Якутии, где добывается 90% алмазов»

пресс-служба Минфина

Министерство уточнило, что дивиденды от добычи драгоценных камней являются единственным источником финансирования региональных объектов, при этом почти 40% поступлений в областной бюджет зависит от стабильности этой добычи.

В комментарии отмечается, что Россия продолжит обсуждение определения «конфликтных алмазов», но успех этой работы, по мнению ведомства, возможен только «на деполитизированной основе при полном соблюдении правил КП».

Ранее западные государства — США, страны ЕС, Канада — призвали присвоить российским алмазам статус «конфликтных», так как выручка от них идет на поддержку спецоперации на Украине, писало The New York Times со ссылкой на письмо Госдепартамента США на имя председателя Кимберлийского процесса (КП).

Вопрос о том, можно ли считать российские драгоценные камни «конфликтными» страны-участницы КП рассматривали в июне. Тогда решение было заблокировано самой Россией, Белоруссией и Китаем. Это можно осуществить только за счет изменений нормативной базы КП.

Конфликтными, или «кровавыми» алмазами согласно документации Кимберлийского процесса, считаются камни, которые добываются в зонах, контролируемых повстанцами, которые финансируют вооруженный конфликт, продавая сырье с захваченных территорий.

Понятие «конфликтного» алмаза появилось в 1990-е годы в ответ на гражданские войны в центральной и западной Африке. В их ходе необработанные алмазы, добытые в зонах боевых действий, контрабандой вывозились в соседние страны, смешивались с законно добытыми алмазами. Чтобы отделить «чистые» алмазы и ограничить распространение «кровавых», в 2000-м году представители стран, добывающих, гранящих алмазы и торгующих бриллиантами, инициировали создание схемы проверки неконфликтного происхождения камней.

Эта сертификационная схема получила название Кимберлийский процесс. По нему 85 стран-участников процесса на уровне правительств обязались торговать только между собой, сертифицируя «чистое» происхождение камня. А профучастники – огранщики, ювелиры, алмазные биржи — стали требовать такое подтверждение от продавцов. В разное время под ограничения попадали камни из Анголы, Сьерра-Леоне, Либерии, Демократической республики Конго, Зимбабве, Кот-д’Ивуара и других африканских стран.

Россия была участником Кимберлийского процесса и дважды – в 2005 и 2020 годах – председательствовала в нем.