Под действие указа президента от 27 мая о новом способе расчетов с «недружественными» правообладателями через специальные счета типа «О» будут подпадать как иностранные, так и российские лица, сообщают «Ведомости» со ссылкой на разъяснения Минэкономразвития от 19 июля к правовому акту.

В самом указе президента от 27 мая не уточнялось, о каких именно правообладателях идет речь. В целом, согласно документам, физлица, юрлица, органы власти из России и учрежденные ими организации должны рассчитываться за произведения (контент) «недружественных» правообладателей в рублях, перечисляя их на специальный рублевый счет типа «О».

В разъяснениях Минэка говорится, что положения майского документа распространяются на зарубежных и российских «недружественных» правообладателей, которые отмечены в подпунктах «б» – «е» пункта 1 указа, то есть на тех лиц, кто запретил после 23 февраля использование своих произведений в России, публично поддержал санкции, дискредитировал российские власти и вооруженные силы, или оскорбил в сети Интернет Россию, ее граждан и органы власти. Также в разъяснениях отметили, что решение об открытии спецсчета для правообладателя может вынести только лицензиат на основе публичной информации в СМИ и на сайтах госорганов.

Однако эксперты отмечают, что у лицензиата могут возникнуть трудности с определением правообладателя в «недружественную» категорию.

Согласно пункту 15 из разъяснений Минэка, должник не обязан выявлять обстоятельства, которые указывают на необходимость применения спецрасчетов, одновременно с этим в этом же пункте если эти обстоятельства опубликованы в СМИ или на сайтах госорганов, должник считается извещенным, отметил основатель юридической компании KIP LegalTech Павел Катков. Более того, в 12 пункте добавлена формулировка «по мнению должника».

Возможность такого широкого толкования положений документа вынуждает плательщиков как реагировать на юридически значимые действия правообладателей, так и анализировать их публичную риторику, рассказал изданию член комитета по цифровой трансформации Российского книжного союза Максим Рябыко. Он отмечает, что бизнес не должен самостоятельно давать юридическую оценку действиям контрагента.