Евросоюз работает над усилением контроля за соблюдением всех введенных пакетов антироссийских санкций, стремясь усилить санкционное давление на Кремль, пишет газета The Wall Street Journal. В частности, ЕС не хватает централизованного органа, который смог бы не просто налагать санкции, но и искать активы россиян под ограничениями, а также следить, исполняют ли эти ограничения резиденты этих государств. К тому же некоторые страны ЕС обсуждают возможность ужесточения применения санкций: сейчас, согласно правилам ЕС, компания должна также быть включена в санкционный список, если ее акционер, который оказался под санкциями, владеет в ней 50% и более. Нидерланды настаивают на снижении порога владения до 25%. Однако, это предложение ещё не нашло много откликов среди других стран-членов ЕС.

Как сообщает WSJ, основная проблема ЕС в этом вопросе сейчас — отсутствие централизованного правоприменительного органа, который может налагать финансовые штрафы за несоблюдение санкций как для компаний и физлиц внутри стран ЕС, так и зарубежом. Сейчас эти полномочия разделены между Брюсселем (причём он имеет ограниченные права в этом вопросе) и отдельными министерствами стран ЕС, а также надзорными органами каждой страны и отраслевыми регуляторами. То есть, ЕС устанавливает политику санкций, а министертва и другие органы 27 стран-участников интерпретируют и реализовывают ее на практике, но каждая отдельно. Европейская комиссия работает над тем, чтобы страны ЕС пришли к общему пониманию, как именно нужно следить за соблюдением санкций и наказывать за их нарушение, заявил изданию представитель ЕС.

Еще одна проблема в применении европейских санкций — сложность в выявлении и блокировке активов, связанных с российскими олигархами. Правительства стран ЕС продолжают обсуждают новые меры, которые могут закрыть лазейки, ужесточить правоприменение и улучшить обмен данными между государствами Евросоюза. Так, на данный момент страны ЕС заморозили активы россиян под санкциями на сумму €13,8 млрд, но власти признают, что могли упустить из виду гораздо больше. Россияне, попавшие под санкции, пытаются скрыть своё имущество, чтобы оно не попало под блокировку, и для этого используют сложные схемы, создают непрозрачную структуру владения компаниями и трестами. 

Сейчас власти ЕС пытаются установить истинных владельцев компаний под маской трансграничных организаций. По словам экспертов по санкциям, бизнесмены могут переводить средства и активы из Европы своим партнерам или членам семьи, иногда они используют для этого временной интервал между объявлениями о санкциях в разных странах. Чтобы закрыть этот пробел, ЕС начал применять санкции не только к самим олигархам, но и к некоторым членам их семей, как это начали делали в США с первых дней специальной операции.

В Америке работа по поиску и блокировке санкционных активов россиян продвигается успешнее. Уже в середине марта в стране была запущена программа под названием Kleptocracy Asset Recovery Rewards Program. Согласно ее условиям, те, кто предоставит сведения, которые помогут найти и изъять активы, связанные с иностранными правительствами, подверженными коррупции (в том числе России), получат денежное вознаграждение в $5 млн. К середине мая в Минфине США опубликовали национальную стратегию 2022 года по борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем. Согласно документу власти намеревались выявлять активы попавших под санкции россиян, а также будут стремиться перекрыть им лазейки для доступа к американской финансовой системе и активам. 

Николай Годлевский для Frank Media