Фото: НРД

«Мы эти риски, в общем-то, просчитывали, все было ожидаемо… И эти риски реализовались», — обреченно комментировала введение европейских санкций против Национального расчетного депозитария (НРД) директор департамента инфраструктуры финансового рынка ЦБ Лариса Селютина. Реальных действий, чтобы избежать попадания под санкционный удар одного из корневых элементов российской финансовой инфраструктуры со стороны регулятора, по-видимому, не предпринималось. В ЦБ не ответили на запрос Frank Media. Теперь же «НРД и Московская биржа изучают возможные варианты оспаривания санкций против российского депозитария», рассказал представитель Мосбиржи.

«Сейчас стало очень удобно накладывать санкции на централизованные наши системы. Поэтому давайте начинать думать о том, что если вы хотите продолжать бизнес, вы должны реально оценивать риски, в том числе санкционные… Наступает время децентрализации»

директор департамента инфраструктуры финансового рынка ЦБ Лариса Селютина.

Риск попадания НРД под санкции после усиления санкционного давления со стороны западных стран обсуждался среди топ-менеджмента депозитария, рассказывают три собеседника, знакомых с внутренними процессами НРД. При этом, по их словам, обсуждались реальные действия, чтобы попытаться купировать этот риск.

Совет ЕС в обосновании введения санкций против НРД, в частности, отмечал, что этот депозитарий «почти полностью» принадлежит Московской бирже, которая, в свою очередь, «из-за ее роли и акционеров» находится под большим контролем российского правительства. Таким образом, по мысли европейских чиновников, НРД «материально и финансово поддерживает правительство Российской Федерации».

По словам трех источников Frank Media, после начала нового витка санкционного противостояния в органах управления НРД выдвигалась инициатива незамедлительного вывода депозитария из группы «Московская биржа».

«И сам по себе запуск этих процедур, по предварительным консультациям с европейскими и американскими инфраструктурными организациями, позволил бы избежать многих проблем», — говорит один из них. Впрочем, второй собеседник не уверен, что такая мера бы помогла: «Если бы европейцы захотели ввести санкции против центрального депозитария, они бы ввели. Но попробовать хоть что-то сделать стоило».

В конце прошлого года председатель совета директоров ассоциации «НП РТС» Анатолий Гавриленко и ее президент Роман Горюнов выдвигали идею о том, чтобы войти в капитал НРД. «НП РТС» является одним из акционеров «СПБ Биржи», как и Горюнов с Гавриленко.

По словам одного из собеседников Frank Media, с «НП РТС» уже после увеличения санкционного давления велись переговоры о вхождении в капитал НРД. Анатолий Гавриленко и Роман Горюнов не ответили на отправленные им вопросы Frank Media. Другой собеседник отмечает, что возможны были и другие варианты, а не только партнерство «НП РТС».

Тем не менее, против вывода НРД из группы выступила сама Мосбиржа, говорят двое из собеседников Frank Media. Один из них уточняет, что также с этой идеей не согласился Сбербанк. В группе «Московская биржа», Сбербанке и НРД опровергают это. «Информация некорректная. Данный вопрос не рассматривался на коллегиальных органах компаний группы», — говорит представитель Мосбиржи. Один из собеседников Frank Media знает, что на набсовет, действительно, вопрос не выносился, а обсуждался внутри НРД.

Теперь НРД сложно вывести из-под санкций ЕС и возможных других санкционных ударов — по крайней мере, это точно займет очень продолжительное время, солидарны два источника Frank Media. Председательница Банка России Эльвира Набиуллина, отвечая в прошлую пятницу на вопрос, ведется ли юридическая работа по оспариванию действий европейских финансовых институтов, а также о попытке в этих условиях восстановления междепозитарного моста, ответила: «Что касается нашего участия в разного рода процессах, подготовки судебных исков, такая работа по выработке лучшей стратегии и тактики ведется». «Эта работа непростая, сложная», — заметила она.