• Российская дочка Raiffeisen Bank International объявила о реорганизации розничной сети
  • К 1 кварталу 2020 года у банка останется более 130 отделений, сейчас их 174
  • Свое решение банк объясняет переходом клиентов на цифровые каналы обслуживания
Председатель правления АО «Райффайзенбанк» Сергей Монин во время панельной сессии «Судьба банков: как выжить между вызовами финтеха и прессингом регуляторов» в рамках XXVI Международного финансового конгресса. Сергей Коньков/ТАСС

Райффайзенбанк закроет отделения, наименее популярные у клиентов, и продолжит развивать востребованные, говорится в релизе, который банк распространил 4 октября.

Детали. Банк закроет 39 отделений в городах с самой большой розничной сетью, таких как Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург и другие (всего 17 городов). Клиенты продолжат обслуживаться в других офисах банка в этих городах.

Еще в пяти городах — Железногорске, Кирове, Курске, Саранске и Сочи — клиенты банка перейдут на обслуживание полностью в цифровом формате.

В результате реорганизации к концу первого квартала 2020 года сеть Райффайзенбанка будет состоять из более 130 отделений в 44 городах, сказано в релизе. По данным на конец второго квартала 2019 года, у банка 174 отделения и 5 филиалов, на конец 2018 года было 180 отделений (данные из отчетности по МСФО).

Цифровизация. Решение закрыть четверть отделений банк объяснил «меняющимися предпочтениями клиентов», которые все чаще выбирают онлайн-каналы для взаимодействия с банком.

Закрывая офисы, банк инвестирует в развитие цифровых сервисов: размер вложений в 2019 году вырос почти в два раза по сравнению с 2018 годом, говорится в сообщении банка.

«Мы рассчитываем, что синергия эффективной розничной сети и технологичных дистанционных форматов обслуживания позволит нам в ближайшие несколько лет увеличить количество наших клиентов в России в полтора раза», — отмечает предправления Райффайзенбанка Сергей Монин.

Ранее он говорил в интервью Bloomberg, что банк ежемесячно привлекает тысячи новых клиентов через дистанционные каналы обслуживания. В 2018 году Райффайзенбанк начал открывать счета гражданам и малому бизнесу в городах, где нет отделений — с помощью курьеров.

Мнение эксперта. Райффайзенбанк сделал совершенно правильный, хотя и непростой шаг, считает основатель консалтинговой практики Rebus Lab Иван Лебедев.

По его словам, на горизонте ближайших 5 лет банковские офисы никуда не исчезнут, но в то же время рост доли цифровых каналов в сочетании с изменением потребительских предпочтений вынуждают банки задуматься над тремя важными вопросами.

Во-первых, это целевая мощность сети: сколько отделений банку необходимо для достижения стратегических целей. Во-вторых, формат офисов, то есть какими должны быть эти отделения: площади, интерьер, рабочие места, зоны самообслуживания и т.д.. И в-третьих, места предпочтительного размещения, то есть где эти офисы должны находиться.

«Заявление Райффайзенбанка говорит о том, что он нашел для себя ответ как минимум на первый вопрос. И этот ответ следует мировому тренду сокращения банками физической сети. Так, крупнейшая пятерка розничных американских банков за последние несколько лет сократила сеть отделений на треть. Российские банкиры пока более инертны в этом процессе», — говорит Лебедев.

Зачем вам это знать. Действия Райффайзенбанка могут стать примером для других банков. Развитие дистанционных каналов помогает банкам увеличивать охват российских городов с более низкими, чем при открытии офисов, издержками. Райффайзенбанк заявлял об увеличении присутствия в городах втрое благодаря цифровой экспансии.