В выдаче разрешения на выплату российскими компаниями иностранным держателям их долга подкомиссия правительственной комиссии руководствовалась тем, сколько в результате исполнения обязательств придет в страну экспортной выручки, заявил в Государственной думе в четверг, 21 апреля, заместитель председателя ЦБ Юрий Исаев в ответе на вопрос депутата Оксаны Дмитриевой. По его словам, в тех случаях, где возвращение средств в виде экспортной выручки было неочевидно, в разрешении на выплату валютного долга отказывали.

«Когда мы принимали решение о индивидуальном разрешении для выплаты долгов западным кредиторам, исходили из нескольких базовых принципов. Во-первых, не должны быть нарушены интересы российских кредиторов; во-вторых, мы смотрели, как это влияет на экспорт и, соответственно, на экспортную выручку. Для нас это важная позиция», — заявил Юрий Исаев. Поэтому, по его словам, разрешения «были обусловлены исключительно балансом». «Если мы были уверены, что экспортная выручка придет в результате в страну в большем объеме, то мы такие разрешения выдавали. В противном случае мы отказывали в этих разрешениях», — отметил он.

Согласно временному порядку исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами, установленному в начале марта указом президента России. Для нерезидентов из недружественных стран схема установлена следующая: должник открывает в российской кредитной организации/центральном депозитарии на имя иностранного кредитора или номинального держателя специальный счет типа «С». Туда зачисляются рубли в сумме, эквивалентной стоимости обязательств в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ на день платежа, «для последующего перечисления владельцам ценных бумаг, являющимся иностранными кредиторами». Затем подкомиссия правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций разрешает или не разрешает конвертировать эти средства в валюту для выплаты держателям.