России в условиях санкционных ограничений следует задуматься о создании новой платежной единицы для торговли с дружественными странами, считают эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) и Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, пишет РБК.

В своей аналитической записке ЦМАКП отмечает, что одним из вызовов, с которым Россия столкнулась после введения санкций, стали затруднения в проведении расчетов по внешнеторговым операциям, что коснулось как импорта, так и экспорта товаров.

Решить проблему с экспортом, в первую очередь нефтегазовым, можно через проведение оплаты со счета экспортера в зарубежном банке или через специально созданный институт, на счетах которого будут аккумулироваться средства, необходимые для оплаты импорта. Как указывают эксперты, подобное решение возможно в краткосрочной перспективе, поскольку такие компании и сами могут попасть под санкции.

Эксперты полагают, что в долгосрочной перспективе уйти от долларовой системы международных расчетов можно будет с помощью создания новой платежной единицы между Россией, странами ЕАЭС, Юго-Восточной Азии, Ираном, Турцией и другими заинтересованными государствами. Общая выгода будет заключаться в сокращении зависимости от резервных валют, которые могут быть использованы как геополитическое оружие.

По мнению экспертов, внутренняя стоимость такой платежной единицы должна обеспечиваться золотом и драгоценными металлами, ее курс будет зависеть от средневзвешенной цены ресурсов на мировом рынке, а конвертацию национальных валют в платежную единицу при внешнеторговых операциях будет осуществлять клиринговый центр системы.

«В дальнейшем предполагается создание вторичного рынка этой единицы, позволяющего другим странам использовать ее в качестве резервной валюты», — пишут эксперты ЦМАКП.

Идею создания новой платежной единицы поддерживает и директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. По мнению Широва, следует думать о создании единой расчетной единицы для стран, формирующих второй контур мировой экономики, поскольку для них становится очевидным, что любой конфликт политического или экономического характера может приводить к снижению ценности резервов в долларах и евро.