Фото Екатерина Янкель

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) до конца года могут продавать активы, купленные на пенсионные накопления и резервы, на внебиржевом рынке. Тем не менее, такое право у фонда появляется в случае, если «совершение таких сделок необходимо для исполнения обязательств перед» клиентами в связи с недостаточностью пенсионных средств, а регуляторное требование по продаже активов на бирже выполнить невозможно.

Об этом говорится в письме ЦБ, касающемся поддержки финансового рынка.

Сейчас ценные бумаги, купленные НПФ, на пенсионные накопления и резервы можно продавать лишь через «стакан», то есть на биржевом рынке, кроме ряда исключений, в том числе, например, бумаг, не допущенных к обращению на организованных торгах. При этом ранее, в 2019 году, шла дискуссия о возможности предоставления фондам права совершать внебиржевые сделки или в рамках аукциона на бирже. Однако зампред Банка России Владимир Чистюхин тогда настаивал, чтобы это все-таки сделки вне «стакана» проходили бы на «биржевом рынке, но в режиме переговорных сделок», писал «Коммерсант».

С 28 февраля, после начала российской спецоперации на Украине, Московская биржа не проводит торги ценными бумагами. И когда они будут возобновлены – неизвестно. В то же самое время, как рассказали Frank Media сотрудники нескольких НПФ, иностранные компании, формировавшие в них корпоративные пенсионные программы (КПП), задумались об их прекращении и выводе средств.

«Есть риски расторжений, но скорее всего ликвидности, инструментов удержания и резервов для прохождения турбулентного периода у фондов достаточно», — полагает директор инвестиционного департамента Национального НПФ Дмитрий Пятыгин. Также, по его словам, эта мера может помочь фондам, у которых в недалекой перспективе «высокие планы по выплатам – большие объемы ежемесячных выплат пенсий». Разрешение внебиржевых сделок «обеспечит необходимый объем ликвидности в случае, если не будет возможности совершать сделки на организованном рынке», соглашается директор инвестиционного департамента НПФ «Будущее» Иван Нечаев.

По словам Пятыгина, внебиржевые сделки будут, скорее всего, иметь единичный характер, и контрагенты на закрытом рынке будут хорошо знать друг друга и раскрываться перед ЦБ по факту сделок, поэтому, как он полагает, у регулятора не должно возникнуть претензий к фондам по их фидуциарной ответственности.

В ЦБ утверждают, что мера носит временный характер. «Банк России будет мониторить ситуацию и принимать решения о целесообразности сохранения данной меры в зависимости от условий на финансовом рынке», — заявил представитель регулятора.

Пятыгин уверен, что в следующем году не надо продлевать эту меру: «Рынок должен вернуться на рельсы нормальной бизнес-активности и жизни к 2023 году». «Закрепление такой меры на уровне регулирования расширило бы возможности НПФ по формированию портфелей без принятия каких-то значимых рисков, так как требования по фидуциарной ответственности должны соблюдаться в любом случае», — не согласен Иван Нечаев. По его словам, «внебиржевые сделки – важная опция, снижающая риски».