«Мы намерены ввести ограничительные меры, которые не позволят Банку России использовать свои международные резервы таким образом, чтобы ослабить действие наших санкций«, — говорится в совместном сообщении лидеров Евросоюза, Великобритании, Канады и США.

США приходилось раньше вводить санкции против Центробанков других стран. Под блокирующими санкциями, в списке SDN, находятся регуляторы Ирана, Венесуэлы и Сирии. Российский ЦБ станет первым регулятором столь крупного масштаба, подпавшим под заморозку активов.

Подробностей и точных юридических деталей пока нет — список санкций пока не опубликован, но уже точно понятно, что это будет иметь большие последствия для экономики. Как именно это повлияет на положение дел в России разбирался Frank Media.

Из чего состоят активы ЦБ?

Это по сути золотовалютные резервы страны (ЗВР). К 18 февраля они составляли $643,2 млрд. Почти 70% на начало февраля (более поздних данных нет) приходилось на валютные резервы, остальное — на золото. При этом $311 млрд резервов были размещены в иностранных акциях, $152 млрд — в валюте в зарубежных банков. Еще почти $95 млрд были размещены на счетах и депозитах в других центробанках, Банке международных расчетов и МВФ.

Данные по доле валют в резервах ЦБ раскрывает с лагом в полгода, так на середину 2021 года доли распределялись вот так:

  • долларовые активы — 16,4%,
  • евро — 32,3%,
  • юани — 13,1%,
  • фунты стерлингов — 6,5%
  • другие валюты — 10%.

Что санкции значат для экономики страны?

  • В случае блокировки резервов в евро, долларах и фунтах стерлингов ЦБ будет иметь гораздо меньше ресурсов для валютных интервенций, а значит и поддержи курса рубля. В день начала военных действий на Украине курс доллара и евро взлетал почти до 87 и 98 рублей, но после начала интервенций доллар опускался до чуть более 80 рублей, а евро — более 90.
  • ЦБ использует международные резервы и для оплаты внешнего долга России. Заморозка резервов и невозможность оплаты долга в определенных валютах может технически осложнить погашение заимствований.

Евгений Надоршин, главный экономист «ПФ-капитал»:

Заморозка ЗВР краткосрочно может означать панику на финансовом рынке.

Пока формулировка пресс-релизов не дает понять, где конкретно и в каком объеме активы ЦБ будут заморожены, присоединятся ли к ним те страны, которые пока сохраняют нейтралитет. По информации, которая разглашалась ЦБ ранее, до 50% ЗВР находилось в активах стран, которые вводят санкции. Но скорее всего регулятор подготовился к такому сценарию и мог поменять структуру и дислокацию своих зарубежных активов. Например, если ЦБ переместил их в Китай, доступ к ним так или иначе сохранится.
Важный момент — какое наказание ждет нейтральные страны за сотрудничество с ЦБ. Скорее всего, какие-то регуляторы смогут оказывать ему валютообменные услуги, но вот в каких валютах и объемах — пока не понятно. Возможно, конвертировать резервы в доллары, чтобы совершать с их помощью валютные интервенции, будет сложно. Напомню, что стабилизация курса рубля происходит у нас на одной площадке — Мосбиржа — и на одной торговой сессии RUB/USD. Таким образом, курсовая стабильность российской валюты сейчас под вопросом.
Еще один важный момент. Психологический комфорт российских властей и других экономических резидентов, которые до сих пор считали, что огромных накопленных золотовалютных резервов достаточно, чтобы ЦБ мог управлять курсом рубля, сейчас может оказаться подорван.
Хочу отметить, что для удовлетворения спроса внутреннего рынка, в том числе граждан, валюта как таковая ЦБ не нужна: он может просто записывать эти суммы себе на баланс в долларах, евро и так далее, держа в уме ЗВР, как обспечение. По крайней мере так может работать пока россияне уверены, что их доллары действительно существуют на счетах и вкладах.

Владмир Тихомиров, независимый эксперт, экс-главный экономист BCS Global Markets:

Заморозка золотовалютных резервов России и санкции против Центробанка — необычайная ситуация не только для российской, но и для мировой экономики. До сих пор такие меры предпринимались против Ирана, Афганистана, Ирака и Ливии, но эти страны по масштабам своей экономики и ее включенности в глобальную несопоставимы с Россией. Оценить ущерб для нас и для всего мира от этого пока невозможно. Ясно одно: почти все меры экономического воздействия на Россию применены. Российская сторона пока не заявила об ответных экономических санкциях. Многое будет зависеть и от того, что будет в эти дни в Украине.

Чем эти санкции грозят россиянам? Чтобы избежать паники, ЦБ может ввести фиксированный курс рубля, отказавшись от валютных торгов. Также возможна установка лимитов на снятие наличной валюты, чтобы избежать массового закрытия валютных депозитов и счетов, и лимитов на валютообменные операции. В критической ситуации могут быть введены и лимиты на снятие рублевой наличности. Гипотетически возможно появление черного рынка валюты, но этому будет активно препятствовать ЦБ. Плюс тратить валюту в ближайшей перспективе россиянам будет практически негде, а менять придется по фиксированному курсу.

Оценить, сколько наших резервов находится на коррсчетах ЦБ за рубежом сейчас сложно. Регулятор не раскрывает эти данные на постоянной основе, а появляющиеся время от времени сведения от первых лиц или в документах не могут говорить о текущей ситуации.