Пандемия коронавируса разделила финансовый рынок на до и после, выявив тренды, которые будут определять развитие банков после ее окончания, говорится в исследовании Accenture Top-10 trends for 2022: setting course beyond the watershed (есть у Frank Media). Авторы описали десять ключевых трендов банковского бизнеса в 2022 году:

  • Суперприложение. С 2019 по 2021 год количество их упоминаний в годовых отчетах кредитных организаций выросло на 640%, но вот самих приложений больше не стало. Список настоящих супераппов пока короткий, на весь мир их более 30, среди таких: AliPay, Amazon, PayTM (Индия), Kakao (Южная Корея). В 2022 году банкам предстоит выбрать, стоит ли им продвигать собственный суперапп, выстраивать партнерства с другими или не вступать в эту гонку.
  • ESG-повестка. Она вынуждает банки срочно создавать механизмы получения данных и измерения собственного прогресса по достижению целей устойчивого развития.
  • Инновации. В 2022 году банкам, по мнению исследователей, придется пересмотреть свои бизнес-модели и подходы к инновациям на фоне потери веса кредитных организаций в экономике и развития финтех-компаний, а также пересмотреть подходы к комиссиям за услуги.
  • Комиссионные банкиров. Конкурируя с повсеместным предложением бесплатного обслуживания банки были вынуждены перейти от относительно прозрачных тарифов к скрытым комиссиям – пени за задержку платежа, начислению по овердрафтам и так далее. К 2022 году растущая конкуренция и прозрачность цифровых технологий подталкивают банки и финтех-компании снова пересмотреть подход: все комиссии должны снова стать простыми и понятными. А новые предложения для клиентов, напротив, еще чаще станут фокусироваться на помощи в оптимизации издержек и принятию финансовых решений в интересах клиентов.

Кроме того, перед кредитными организациями встанет задача вернуть утраченное доверие клиентов в вопросах долгосрочного финансового благополучия, которое с 2018 по 2020 годы сократилось на 14 п.п. (43% участников опроса доверяли банкам в 2018 году, в 2020 году — 29%).

Среди других трендов эксперты также назвали развитие цифровых валют, сокращение участия клиента в банковских операциях, развитие открытых платежных инфраструктур и борьбу банков за таланты из-за снижения их привлекательности как лучших работодателей. Также они отмечают, что за последние 11 лет ежегодное количество банковских сделок M&A сократилось на 43% — до 800 в 2021 году. В 2022 году банки снова начинают поиск перспективных игроков как на домашних рынках, так и за рубежом.

Зачем вам об этом знать. «Каждый из описанных трендов меняет развитие отрасли и сам по себе, однако вместе они представляют собой непреодолимую силу, которую банкам придется учитывать в работе», — отмечают авторы исследования.